Что стало причиной пожара на АПЛ "Екатеринбург"?

Атомный "Екатеринбург" сгорел от окурка?

Диверсия, оплошность военного экипажа или безалаберность гражданских служб стала причиной пожара на атомной подлодке "Екатеринбург", что встала в док для ремонта в поселке Росляково под Мурманском? Официальные лица склоняются к третьему варианту: во время огневых работ, то бишь сварки и газорезки, рабочие не соблюдали технику безопасности.

"При проведении рабочими огневых работ воспламенились деревянные леса вокруг корпуса подводной лодки, находящейся в плановом доковом ремонте. Возгорание перекинулось на легкий (внешний) корпус подлодки", — сообщил "Интерфаксу" официальный представитель Северного флота.

По озвучиваемой в эти часы версии, во время проведения сварочных работ искра сначала попала на строительный мусор, потом огонь перекинулся на леса. А может, кто-то взял да и бросил окурок, куда ни попадя — и все, пошло-поехало! От горящего дерева начало плавиться и загорелось резиновое покрытие легкого корпуса. Через короткое время док заполнился ядовитым дымом.

Сами понимаете, какой может быть дым от толстого слоя резины — смрадный и вонючий. Видели, как и с каким запахом горит автопокрышка? Так вот, представьте, что горит покрышка размером, как минимум, в тысячу раз больше. Девять человек пострадавших, из них семь моряков и двое пожарных МЧС, надышались как раз этим самым дымом… В общем, рабочие судоремонтного завода в Росляково нарушили правила техники безопасности во время сварочных работ и спалили целую подводную лодку.

Читайте также: В океанах свирепствует "человеческий фактор"

Пожар на этот момент считается потушенным. Пожарные на всякий случай проливают водой пространство между легким и прочным корпусом — а вдруг где-то еще остались очаги пламени? Общая площадь пожара, как сообщают информационные агентства, составляла до 150 квадратных метров. Не так уж и много, если разобраться. На всякий случай лодку вместе с доком даже "притопили", дабы залить водой пространство между легким и прочным корпусом.

Внутри лодки, как нетрудно догадаться, никаких пожаров не было — все горело снаружи. Утечек радиации не могло быть по определению — атомные реакторы (а на подлодках проекта 667БДРМ, которому относится и "Екатеринбург", их два), заглушаются задолго до постановки в док. Напомним, "Екатеринбург" стоял в доке в Росляково с 8 декабря нынешнего года. Вооружение с него также было выгружено задолго до начала ремонта — так полагается по инструкции.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту возгорания атомной подводной лодки "Екатеринбург" по статье "повреждение военного имущества по неосторожности". Президент России Дмитрий Медведев дал поручение вице-премьерам Дмитрию Рогозину и Игорю Сечину провести расследование причин происшествия, а также предпринять все необходимые меры для восстановления лодки. Военно-следственный отдел по Североморскому гарнизону уже приступил к доследственной проверке обстоятельств возникновения пожара.

Читайте также: Подлодку потопил человеческий фактор

На борту лодки находится часть экипажа и ведет мониторинг параметров радиации, температуры и углекислого газа во всех отсеках лодки. По докладу командира лодки, все параметры в норме.

Автор этих строк, капитан 3-го ранга запаса, в свое время бывавший и на борту АПЛ "Екатеринбург", и на СРЗ-82 в Росляково, и в том самом доке, уже услышал по телефону от бывших коллег по Северному флоту их версию причин пожара. Его тушили более восьми часов, а ведь могли бы сделать это и раньше. Почти десяток мощнейших пожарных насосов, пожарные катера, вертолеты — и все равно такое долгое тушение.

Когда-то в этом самом плавучем доке был чисто военный экипаж, который славился высокой степенью подготовки по борьбе за живучесть. Любые возможные экстренные ситуации напрочь пресекались военморами, которые прекрасно умели пользоваться и пожарной техникой, и знали организационные особенности тушения пожаров на борту дока, понимали, как устроена подводная лодка и так далее.

В 90-х годах прошлого века в какую-то излишне "светлую" голову пришла мысль поменять военный экипаж дока на гражданскую сдаточную команду. Все подешевле гражданским платить, чем военным. Рыночная экономика, понимаешь! Но уже через год-два стало понятно, что это было ошибкой. И началось: то кингстоны не вовремя откроются, то где-то что-то задымится, то один из дизелей "полетит"… Вот и сейчас — "гражданские", по сути, спалили "военных".

Читайте также: Субмарину "К-219" утопило подводное НЛО?

Остается напомнить, что атомный ракетный крейсер стратегического назначения К-84 "Екатеринбург" (проект 667БДРМ) был заложен на стапелях "Севмашпредприятия" в Северодвинске 17 февраля 1982 года. В состав ВМФ введен 30 декабря 1985 года. В период эксплуатации с 1985 по 1996 годы прошел более 90 тысяч миль в подводном положении. В ноябре 1996 года лодка прибыла на верфь "Звездочка" в Северодвинске для проведения среднего ремонта и 24 марта 1998 года была, как говорят корабелы, принята в работу.

В феврале 1999 года по приказу главкома ВМФ АПЛ присвоено наименование "Екатеринбург", с тех пор у лодки есть постоянные шефы — Свердловская область. В 2003 году лодка вновь была передана ВМФ России и вошла в состав Северного флота. В настоящее время АПЛ проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Ракеты "Синева", которыми вооружены все АПЛ проекта 667БДРМ, показали себя как самое надежное и мощное оружие.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить