В школе устроили елки для бедных и богатых отдельно

Елка как орудие классовой борьбы

Школьная жизнь ничем не отличается от жизни "взрослой". Те же встречи "по одежке", то же классовое разделение по доходу. Даже в обычной общеобразовательной школе детей могут демонстративно разделить на бедных и богатых. И устроить две елки для учеников одного классов. Первая - "бюджетная", простенькая, а вторая для тех, чьи родители готовы платить.

В Екатеринбурге достоянием широкой общественности стала весьма креативная придумка администрации школы №60. Родители учеников рассказали, что в их учебном заведении решено было провести два новогодних праздника. Один — стандартный, а второй с различного рода "наворотами". На второй могли попасть только те дети, родители которых могли заплатить некую сумму денег.

"Елки делят на социальные и "интерактивные". Те, кто может деньги заплатить, идут на "крутую" школьную елку, кто не может — на социальную. Так получается, что даже дети из одного класса могут попасть на разные елки. Это, по сути, классовое разделение. Ничего хорошего оно не несет. Если родители не могут позволить себе отправить ребенка на платную елку, то он уже не крутой. Это приводит к ссорам в классе. Тем более что в школу ходят дети из детского дома. И законность проведения платных утренников тоже вызывает вопрос", — рассказала агентству JustMedia мама одного из учеников.

Читайте также: Драка за место в школе? Прокуратура одобряет!

На условиях анонимности преподаватель 60-й школы подтвердил, что в учебном заведении провели два мероприятия: "Да, у нас были организованы два праздника для детей из младших классов. На интерактивной елке выступали профессиональные актеры, ростовые куклы. Традиционное мероприятие было организовано силами преподавателей и родителей. Ничего такого в этом нет. Родителям понравилась идея платной елки. Многие школы в городе проводят такие альтернативные утренники. А детей из детдома мы пригласили на мероприятие бесплатно".

Казалось бы, ну, что такого: детей из небогатых семей праздника не лишают и насильно деньги из родителей никто не тянет. Платить или не платить — дело, как говорится, добровольное.

Но, с другой стороны, детям в их нежном возрасте очень трудно принять как данность и смириться с мыслью, что у них нет того, что есть у одноклассников Маши и Пети.

Читайте также: Министры успокаивают — платным школам не бывать!

"Вчера ребенок пришел из школы домой и чуть ли не со слезами на глазах стал рассказывать, как одна девочка из класса только что прилетела из какой-то жаркой страны и пол-урока показывала фотографии и рассказывала, как она там отдыхала, каталась на слонах и т. д. Сынок сказал, что тоже хочет, мне очень стало обидно, что мы не можем всего дать детям. Создавая тему, я еще думала, прав ли был учитель, который разрешил девочке прогулять неделю школу и потом еще на уроке хвастаться, показывая свою фотогалерею с отпуска на весь экран???", — вот один из примеров того, как воспринимается детьми "классовое неравенство" в школе.

Мобильные телефоны, игрушки, одежда — для детей это некий признак статуса, а если мама и папа не в силах тебе все это купить, то ты — "лох".

Стоит сказать, что введение школьной формы зачастую обосновывается именно желанием сгладить острые углы. Девочки не будут видеть обновки одноклассниц, а значит будут меньше переживать.

Впрочем, одной формой проблему не решишь. Ведь и администрация учебных заведений часто подливает масла в огонь, собирая условно добровольные взносы "на нужды школы" и при одноклассниках унижая детей, родители которых не в состоянии осилить поборы.

"Правда.Ру" уже писала об истории, которая произошла в Казани. Местная жительница Светлана Фадеева отдала в местную гимназию двух своих дочек. Сразу после торжественной линейки 1 сентября родителям предложили сдать 1,5 тысячи рублей на приобретение видеоаппаратуры (DVD-плеер, телевизор) и 500 рублей на нужды образовательного учреждения. Так как у Светы было двое детей, ей пришлось сдавать четыре тысячи рублей.

Через пару месяцев женщину попросили сдать еще три тысячи… Тогда Светлана попросила счет с указанием перечня услуг, на основании которого должна платить, предупредив, что обязательно согласует этот перечень в прокуратуре. На это в школе заявили, что Фадеева может и не давать денег.

Правда, чуть позже, когда на торжественном мероприятии всем детям вручали сувениры, дочки Светы единственные среди соучеников остались без подарков. Причину преподаватель объявила во всеуслышание: "Ваша мама не сдает деньги на нужды школы".

После очередного отказа матери-одиночки платить непонятно за что, учительница посоветовала занять необходимую сумму у знакомых, а потом и вовсе позвонила незнакомая женщина с заявлением, что нищим людям нечего отдавать детей в школу. "Эта женщина настаивала на том, что в случае дальнейшего отказа платить деньги, я должна мыть школьный кабинет дважды в месяц, — рассказывает Фадеева. — И добавила — "если не можешь платить, зачем в школу детей отдала, надо было их дома держать!".

Истории из Екатеринбурга и Казани, казалось бы совсем разные, но суть одна — детей с юного возраста начинают разделять на бедных и богатых, тем самым насаждая невероятное количество комплексов.

Читайте также: Учителям советуют не ставить оценки первоклассникам

Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Николаевич Смолин в интервью "Правде.Ру" высказал мнение, что "школа должна быть социальным лифтом, а в современной России ее пытаются превратить в систему социального апартеида — для богатых отдельно, для бедных отдельно".

"Я напомню, что, согласно международным данным, уровень неравенства возможностей в образовании в нашей стране превысил все допустимые пределы, я напомню, что Анатолий Каспржак (ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук. — Ред.), констатирует, что в стране возникли школы-гетто, где собирают детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов, бедных и т. д. И в результате возникла ситуация, когда 20 процентов старшеклассников оказались функционально неграмотными.

Я думаю, что последствия этой системы двоякого рода: нам придется ставить крест на модернизации, а социальная напряженность будет только расти", — сказал Смолин.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить