Премьер Турции Эрдоган выбран человеком года

Эрдоган: непризнанный человек года

Читатели американского журнала Time выбрали человеком года премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Другое дело, что редакция не согласилась и поместила на обложку абстрактного участника акций протеста. Однако данное обстоятельство вряд ли особо принизит масштаб личности человека, который почти 10 лет находится у власти в Турции и за это время смог превратить ее в видного игрока на международной арене.

Реджеп Тайип Эрдоган родился 26 февраля 1954 года в Стамбуле. В 1973 году он окончил религиозный лицей имамов-хатыбов. Вероятно, именно в юные годы Эрдогану привили особое почтение к исламу — причем не только в религиозном, но и в политическом смысле. Свое обучение Эрдоган продолжил в Университете Мармара, где он практически сразу показал себя приверженцем идей политического ислама, возглавив молодежную ячейку исламистской Партии национального спасения в Стамбуле.

Это выглядело как вызов властям: в Турции господствовала светская идеология, религия была подчеркнуто отделена от государства, исламистов зачастую сажали в каталажки. Несколько раз подвергался аресту и будущий политик. Осенью 1980 года в Турции произошел военный переворот. Все партии были запрещены. Эрдогану досталось за политические убеждения: начальник потребовал от него сбрить "исламистские" усы, тот отказался и лишился работы. Впрочем, он все-таки сумел окончить экономический факультет Университета Мармара и устроиться на работу в частном секторе.

Читайте также: Премьер Турции минирует Германию

В 1983 году он вступил в новую исламистскую Партию благоденствия, основанную будущим премьером Турции Неджметтином Эрбаканом. Эрдоган возглавил стамбульское отделение партии. Как довольно быстро выяснилось, запретами политический ислам в Турции искоренить не удалось. В 1994 году Эрдогана избрали мэром Стамбула, а через год Партия благоденствия выиграла парламентские выборы, а Эрбакан стал премьер-министром. И государственная, и городская власти делали все для пропаганды исламских ценностей. Муллы укрепляли свое влияние в стране, а на международной арене Турция начала сближаться с Ираном и другими мусульманскими странами, отдаляясь от Запада.

Смена курса страны, долгие годы входившей в НАТО и считавшейся эталоном светского пути развития, не понравилась многим в Турции. Местные военные и элита воспитаны в духе Ататюрка и его идеи светского пути развития. Многие из них окончили западные университеты и военные академии. У людей в погонах, выступивших против исламизации, был перевес в Совете национальной безопасности страны. Дни Эрбакана-премьера и Эрдогана-мэра были сочтены.

В 1997 году в Турции произошел очередной военный переворот. Партия благоденствия была запрещена, Эрбакан перестал быть премьером. Эрдоган же не просто лишился мэрского кресла, но и угодил на четыре месяца в тюрьму. Сказалось ли заключение на его взглядах? Вероятно, до некоторой степени сказалось. В 2001 году он принял участие в создании новой исламистской Партии добродетели, где возглавил ее умеренное, нефундаменталистское крыло. Но запретили и ее…

Читайте также: Турецкое унижение Евросоюза

И тогда на свет появился проект, благодаря которому имя Эрдогана стало известно далеко за пределами Турции. Вместе с нынешним президентом страны Абдуллой Гюлем он встал во главе Партии справедливости и развития (ПСР). Она декларировала приверженность исламским ценностям и их пропаганде, но без насильственного натягивания на женщин и девушек платков. Она выступала за сближение с мусульманским миром, но в то же время не отказалась от курса на вступление в Евросоюз и сотрудничества с Западом. А говоря о мусульманском братстве, ее представители были непримиримо настроены против единоверцев в лице курдских сепаратистов.

 

На парламентских выборах 2002 года ПСР одержала убедительную победу, и новым премьером стал Гюль. Эрдогандовольствовался креслом депутата парламента — в Турции все еще действовал закон, запрещающий становиться министром человеку с "уголовным прошлым". Однако спустя год Гюль сумел провести поправки в Основной закон, отменяющий ограничения. В результате он уступил премьерское кресло Эрдогану, а сам занял пост главы МИДа. В Турции началась новая эпоха.

Впоследствии власть Партии справедливости и развития еще дважды побеждала на выборах. В 2007 году ей удалось сформировать в парламенте конституционное большинство. И хотя в уходящем году ПСР довольствовалась "простым большинством", на политике страны это мало отражается. Последние четыре года Эрдоган "рулит" Турцией вместе с Гюлем, который был избран президентом.

Читайте также: Турция стучится в клуб великих держав

"С точки зрения идеологии Эрдогана можно считать и исламистом, и националистом. В Турции, где понятие "либеральная интеллигенция" отсутствует в принципе, исламизм и национализм теснейшим образом переплетены. Но Эрдоган - скорее исламист. Национализм больше свойственен некогда правящей, а ныне оппозиционной Народно-республиканской партии", — прокомментировал "Правде.Ру" личность и идеологические установки турецкого премьера тюрколог Юрий Мавашев.

"Да, Эрдоган лоббирует отмену запрета на ношение хиджабов в вузах. Да, военные его не любят. Но социальная база поддержка Эрдогана очень широка. Его поддерживает не только патриархальная глубинка, но и предприниматели — как мелкие, так и владельцы крупных фабрик, заводов, больших компаний. В бытность свою мэром Стамбула он сумел поднять город, а за время премьерства сумел сделать так, что турецкая экономика не очень-то пострадала за годы кризиса. Сегодня показатели экономического роста в Турции — одни из самых высоких в мире", — подчеркнул Мавашев.

Действительно, один из залогов успеха Эрдогана лежит в экономической плоскости. До начала мирового кризиса Турция испытала инвестиционный бум, ее экономика росла по несколько процентов в год. В 2009 году она "подсела" почти на пять процентов, но год спустя выросла сразу на девять. Судя по всему, в этом году ВВП Турции вырастет еще на восемь процентов. Кроме того, безработица впервые за долгие годы снизилась ниже планки в 10 процентов. На фоне долгового кризиса в Европе эти показатели выглядят весьма впечатляюще.

Читайте также: Анкара готовит экспансию арабских земель

Во внутренней политике одним из главных детищ Эрдогана стала борьба за разрешение хиджаба в вузах. Запрет на их ношение был введен еще Ататюрком в 1925 году. Однако сегодня Турция от него избавилась с вполне демократичной формулировкой — мол, всем надо обеспечить доступ к образованию. Что же касается общего процента турчанок, носящих на голове мусульманский платок, то за годы правления Эрдогана их количество выросло до 70 процентов.

Еще один фронт Эрдогана — это борьба с влиянием прозападных военных. Так, уже несколько лет идет судебный процесс по делу тайной офицерской организации "Эргенекон", которая вроде бы собиралась свергнуть считающееся исламистским руководство страны. В прошлом году на референдуме были одобрены поправки в конституцию, увеличивающие роль контролируемых Эрдоганом правительства и парламента и уменьшено влияние Апелляционного суда и Совета национальной безопасности, где влияние военных сильнее. И никакого военного мятежа, в отличие от прошлых лет, до сих пор нет.

Эрдоган проводил более чем активную внешнюю политику. Так, в целях борьбы с курдскими сепаратистами, турецкая армия неоднократно вторгалась в Ирак. Турция поддержала операцию НАТО против Муаммара Каддафи в Ливии, а в случае с Сирией она сегодня выступает одним из главных противников Башара Асада. Так, самые видные сирийские оппозиционеры обосновались в Стамбуле. Впрочем, антисирийский настрой никак не мешает Эрдогану поддерживать палестинцев и регулярно ссориться с Израилем. Вспомнимхотя быотправкуизТурции "Флотилии свободы", которая неудачно пыталась прорвать блокаду сектора Газа. Кроме того, Турция зарекомендовала себя как посредник в решении проблемы ядерной программы Ирана.

 

Читайте также: Шторм в "тихой гавани" чеченских боевиков

Весьма противоречива политика Эрдогана на постсоветском пространстве. С одной стороны, он дал согласие на прокладку газопровода "Южный поток" в турецких водах, увеличил закупки газа в России. С другой — Турция не отказалась от строительства идущего в обход России газопровода "Набукко". Пытаясь использовать выгоды от своего географического положения, турецкая сторона всячески торгуется. Кроме того, Турция старается всячески укреплять Союз тюркоязычных государств, куда входит целый ряд бывших республик СССР. Стамбул также считается одним из "тылов" чеченских боевиков.

Эрдоган не раз пытался решить исторический конфликт с Арменией, установить с ней хотя бы дипломатические отношения. Однако диалог зашел в тупик: армяне требовали признать геноцид 1915 года, турки же категорически против. В Анкаре очень остро реагируют на само упоминание словосочетания "геноцид армян". Когда парламент Франции недавно ввел уголовную ответственность за его отрицание, Эрдоган отозвал из Парижа посла и резко снизил уровень турецко-французского сотрудничества.

Что же касается Европы, то в ней Эрдогана откровенно побаиваются. "Мечети — это наши казармы, минареты — наши штыки, купола мечетей — наши шлемы, а верующие — наши солдаты", — сказал он как-то о мусульманских иммигрантах в Европе. А приехав в Германию, он призвал местных турок остаться турками, а немецким властям предложил открыть турецкие школы. Естественно, что после таких высказываний переговоры о приеме Турции в ЕС, куда она стремится аж с 1982 года, идут ни шатко ни валко.

Читайте также: Французская игра на геноциде армян

Эрдоган выступил категорически против председательства в ЕС греческой Республики Кипр. Турция категорически отказывается ее признавать и продолжает поддерживать самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК). В последнее время турецкая дипломатия все активнее проявляет себя и на Балканах. Так, турки готовы выступить "посредниками" в переговорах между Сербией и славянами-мусульманами из региона Санджак, где имеют место сепаратистские настроения.

Однако, несмотря на многочисленные расхождения, а то и споры с Западом, отношения с ним не прерваны. Эрдоган дал согласие на размещение в Турции элементов ПРО США. Несмотря на все споры, он не разорвал и отношения с Израилем. За эти вещи ему досталось от "учителя" Эрбакана, отстаивавшего идею "исламской ПРО" без участия США. Эрдоган был объявлен "казначеем исламистов". Можно также добавить, что нынешний турецкий премьер выступил соавтором идеи о проведении Альянса цивилизаций, где мусульмане, христиане и все прочие могли бы спокойно поговорить о наболевшем.

Таков он — Реджеп Тайип Эрдоган. Он неоднократно доказал, что является сторонником исламских идей, но проявил себя как гибкий политик, а не фанатик. Позволяя себе резкие высказывания и действия в адрес той или иной страны, он все-таки не рвет с ней окончательно и бесповоротно. Эрдоган всячески старается использовать уникальное положение Турции, лежащей на стыке регионов, цивилизаций и культур. И ему, кажется, это удается. Многие даже говорят о том, что он "тихой сапой" воссоздает Османскую империю, когда активно лезет в дела Ближнего Востока, Северной Африки, Балкан, Кавказа…

Возможно, это не совсем так, но региональной державой Турция уже стала. И едва ли такое было бы возможно без Эрдогана. Так что звание "человека года" он вполне заслужил по совокупности заслуг.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *