Городские власти латвийской столицы решили развивать кладбищенский туризм

Рига ведет туристов на кладбища

Городские власти латвийской столицы решили развивать кладбищенский туризм. Приезжим предложат прогуляться по захоронениям Риги, чтобы полюбоваться старинными склепами и надгробиями. В последнее время под этой разновидностью культурного туризма подразумевается посещение могил известных личностей, восходящее к практике паломничества к святым местам и захоронениям святых.

Экскурсии по кладбищам популярны во многих европейских странах. Даже при безбожниках-большевиках в самом центре Москвы устроили сначала мавзолей с мощами Ленина, а потом создали целый пантеон героев, чей прах был замурован в кремлевской стене. 

Французские революционеры на столетие раньше пролетарских вождей создали Пантеон, где стали хоронить людей, возведенных в ранг национальных героев. И якобинцы, и большевики оказались всего лишь раболепными подражателями христиан, которые — пусть и не самыми первыми в истории — пилигримами отправлялись в Святую землю и поклонялись мощам святых угодников.

Отцы-пустынники совершали чудеса воскресения мертвых, что лучше всего свидетельствовало об их Божественной силе. В апофегматах описывались экстраординарные случаи о возвращении к жизни на короткий срок, чтобы покойник успел сообщить ценные сведения: помочь установить личность своего убийцы или указать место, где зарыт клад.

Но бывали и воскрешения более длительные. Авва Макарий, чтобы посрамить впавшего в ересь монаха, своей молитвой "воскресил человека, который не был похороненным недавно покойником, но одним из самых древних, тех, кто жил задолго до Христа". Однако, безусловно, начало традиции паломничества к захоронениям в христианстве связано с именем воскресшего Иисуса.

В западном христианстве, в Польше, например, паломничество на кладбища приурочено к празднику Всех святых (в англосаксонских странах известный также как Хэллоуин) или на другие большие католические праздники. Туризм такого рода, конечно, как и поездки к святым местам, должен рассматриваться как долг благочестия, ранее осуществлявшийся по данному обету или в качестве епитимьи. Несмотря на то что к религии в наши дни все чаще стали примешиваться вполне бытовые желания, в частности, примирения поссорившихся супругов или просто семейная поездка (с познавательной целью в том числе).

Праздник Всех святых для верующих поляков — один из немногих дней в году, когда люди посещают место своего рождения и свою малую родину. Семейные узы вновь оживают под девизом "Назад к своим корням".

Почитание святых в исламе сделало кладбища одним из самых важных мест в пределах уммы — исламской общины. Кладбища могут быть как целью религиозного поклонения, так и местом для проведения собраний или торжеств. Особенной аурой окружены кладбища у шиитов, поскольку они рассматривают погребение в святом месте в качестве гарантии попадания в рай и нахождение там в непосредственной близости от святого. По этой причине ежегодно мусульмане перевозят останки своих близких иногда даже из дальних стран к таким почитаемым местам. Разросшиеся таким образом кладбища превращаются в некрополь.

Читайте также: Кто потревожил могилы лангобардов?

Вернемся к европейским кладбищам, которые из религиозного культа превратились в объект культурного туризма, подобно тому, как церковный пост деградировал в оздоровительную диету. Их надгробия манят к себе поклонников великих деятелей культуры и знаменитостей в любом роде деятельности. Иногда в качестве такого "манка" может выступать не личность лежащего под камнем, а удивительная по красоте архитектура надгробного изваяния. Порой монумент символизирует некий курьезный случай из жизни, или, точнее сказать, смерти.

Бронзовое надгробье президента Французской республики Феликса Фора (1841-1899) на кладбище Пер-Лашез изображает этого государственного мужа, лежащим в обнимку с триколором Третьей республики. Но осведомленные люди знают, что месье скончался в объятьях любовницы. Парижские остряки тогда шутили: "Президент Фор пал при исполнении обязанностей".

Не всегда радуют глаз красоты и прелести даже старинных надгробий, чего уж говорить про нынешние. Кроме того, не все великие упокоились на традиционных кладбищах. До Ленина подобной участи избежал классик с мировым именем. Писатель Лев Толстой завещал похоронить себя в своем имении Ясная Поляна в том месте, где он ребенком искал волшебную палочку. Его могила — поросший травой холмик без таблички с именем. Свое ка (дух человека), в отличие от древних египтян, этот граф заключил в литературные произведения, а не в посмертный кенотаф.

Если люди все такие разные, то почему же их надгробиям быть одинаковыми? Арлингтонское национальное кладбище в американской столице, казалось бы, разрушает такой силлогизм, но только на первый взгляд. Во-первых, смерть  - самый великий уравнитель, во-вторых, тут изначально хоронили солдат, то есть людей, одетых в одинаковую униформу. Кроме того, в мегаполисе на Восточном побережье есть кладбище со своей изюминкой. В свое время поговаривали, что всякий житель Нью-Йорка мечтал жить на Пятой авеню, гулять в Центральном Парке и упокоиться в Грин-Вуде. К особенностям местного некрополя "Зеленый лес" относится отдающий запахом долларов перечень имен людей, там захороненных. В большинстве своем промышленников и фирмачей, имена которых напоминают фирменные бренды известных торговых марок.

В старушке-Европе несколько известных кладбищ для посещения. Достаточно назвать Пер-Лашез в Париже (помимо всего прочего оно интересно россиянам своими покойниками-эмигрантами) и викторианское Хайгейтское кладбище в Лондоне. Последнее пребывало в некотором запустении. Может быть, отчасти это от нелюбви буржуазии к своему ниспровергателю — отцу коммунизма Карлу Марксу, на могиле которого лежат всегда живые цветы.

Читайте также: Сейфы для защиты мертвецов Шотландии

Российским туристическим фирмам нужно как можно больше работать, чтобы продвигать наши достопримечательности — Старое Донское кладбище, Ваганьковское и Новодевичье в Москве, не говоря уже о некрополях Санкт-Петербурга. Старые советские места для интуристов похерили, а новые так и не завели.

Идея с кладбищенским туризмом в Ригу не только не нова и не оригинальна, у нее есть существенный недостаток. Дело в том, что в латвийской столице нет могил известных людей и замечательных личностей мирового значения. Отдельным городам, как и людям, - все, а иным - ничего. Мало Парижу всех его достопримечательностей, так у него еще и кладбище Пер-Лашез. Даже в провинциальном Калининграде имеется могила философа Иммануила Канта, а вот в столице суверенного государства не предали земле ни соотечественника, ни заезжего иностранца.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить