Исполнилось 30 лет введению военного положения в Польше

Польша: спасительное военное положение

В ночь с 12 на 13 декабря исполнилось 30 лет со дня введения в Польше военного положения. События тех дней до сих пор влияют как на текущую польскую политику, так и на ее отношения с Россией. С одной стороны, тогда генерал Войцех Ярузельский подавил выступления антикоммунистического профсоюза "Солидарность", не обошлось без крови. Но с другой — спас страну от еще большего кровопролития и от возможного вторжения советских войск.

Обстановка в социалистической Польше начала накаляться еще в 1980 году. Тогда были подняты цены на многие товары, страна не стеснялась брать в долг на Западе. Тогда же в Гданьске был создан независимый профсоюз "Солидарность" во главе с электриком судоверфи Лехом Валенсой. Поначалу сторонники "Солидарности" ограничивались экономическими требованиями, но вскоре они уже настаивали на праве на забастовку и отмене цензуры (в социалистических странах такое было невозможно).

Часть требований власти приняли, но это только ухудшило их положение. Отделения "Солидарности" в течение 1981 года возникали во все новых городах, в ее рядах насчитывалась уже не одна сотня человек. Положением попытались воспользоваться на Западе. Польские редакции "Свободы", "Би-би-си" и других западных радиостанций призывали народ к неповиновению. Требования оппозиционеров поддержал и пользовавшийся огромным авторитетом Папа римский Иоанн Павел II. По мере нарастания радикализма Польша рисковала скатиться к гражданской войне.

Читайте также: Историческая ложь Польши

Кроме того, за происходящим в Польше с тревогой следили в СССР. Там отлично помнили о выступлениях в ГДР 1953 года, о Венгрии 1956-го, о Чехословакии 1968-го. Да и в Польше беспорядки уже бывали в 1956, 1970, 1976 годах, дело также не раз кончалось кровопролитием. Выступая на XXVI съезде КПСС, Леонид Брежнев сказал: "Социалистическую Польшу мы в беде не оставим и в обиду не дадим… Пусть никто не сомневается в нашей решимости обеспечить свои интересы".

Хотя в этих словах и не звучало прямой угрозы советского вмешательства, в Варшаве многие прочитали слова Леонида Ильича именно так. А после того, как в Польшу направился главный идеолог КПСС Михаил Суслов, который потребовал от местных властей дать жёсткий отпор противникам социализма, дело и вовсе запахло порохом. Ведь практически то же самое предшествовало и введению войск в Венгрию и в Чехословакию. Руководство Польши оказалось меж трех огней: с одной стороны — СССР, с другой — Запад, с третьей — свой собственный недовольный народ.

В такой обстановке нужно было действовать решительно. И в течение 1981 года вся полнота власти сосредоточилась в руках героя Второй мировой войны, многолетнего министра обороны Войцеха Ярузельского. С февраля 1981 года он возглавил совет министров, а с октября — еще и Польскую объединенную рабочую партию (ПОРП). Он категорически отверг возможность введения на территорию Польши советских войск, предпочтя действовать сам. И тем самым спас тысячи советских солдат от неминуемой гибели. Ведь войди они в Польшу — там бы их встретили как оккупантов.

Читайте также: Россия проигрывает Польше "войну памяти"

Вечером 12 декабря 1981 года Ярузельский выступил в эфире телевидения и радио с обращением к нации. "В ночь с 12 на 13 декабря сего года на всей территории ПНР будет введено военное положение. Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя… Надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны", — сказал он. По всей Польше отключили телефоны, чтобы изолировать лидеров "Солидарности". На улицах появилась военная техника. Все газеты, кроме официальной "Трибуна люду" и военной "Жолнеж вольнощи", были закрыты.

Вся власть в Польше фактически перешла в руки специально созданного Военного совета национального спасения. Ярузельский для наведения порядка назначил 2149 военных комиссаров на 225 городов и 1105 предприятий. Почти все лидеры "Солидарности" (в том числе и Валенса) были в течение нескольких дней задержаны. Не обошлось без трагедии — в ходе операции на шахте "Вуек" в городке Руда-Сленска на юге страны погибли девять человек. Кровопролитие меньшего масштаба случалось и в других местах. Всего до июля 1983 года, когда военное положение отменили, погибли более 100 человек.

Реакция в мире на события в Польше была разной. Социалистические страны ее приветствовали, капиталистические подвергли польское руководство резкой критике. Вряд ли можно считать случайностью, что Нобелевская премия мира за 1983 год была присуждена Леху Валенсе. Тем не менее, покричали-покричали на Западе и на некоторое время успокоились. Никто не стал объявлять Ярузельского изгоем, порядок в Польше был наведен. На несколько лет ситуация успокоилась.

Читайте также: Российский счет за "Катынь наоборот"

Другое дело, что спасти социализм подавление "Солидарности" уже не могло. В 1988 году Польшу поразил новый экономический кризис, народ опять вышел на улицу. В СССР была перестройка, никаких жестких сигналов из Москвы не следовало. "Солидарность" при поддержке США, стран Западной Европы и Ватикана опять развернулась "по полной", и на сей раз социализм в Польше не устоял. Ярузельский руководил страной до конца 1990 года, мирно, шаг за шагом передавал власть представителям "Солидарности".

В последние 20 лет генералу Ярузельскому пришлось постоянно оправдываться за свои действия. Сразу же после падения социализма на него посыпался шквал обвинений чуть ли не в преступлениях против человечности. А однажды в одном из книжных магазинов Вроцлава злоумышленник в буквальном смысле вынул камень из-за пазухи и ударил пожилого человека. Бывший руководитель страны выжил, но когда в конце 2005 года к власти пришел Лех Качиньский, ему пришлось совсем тяжело.

В 2006 году с подачи тогдашнего польского лидера Ярузельский вместе с двумя бывшими руководителями страны попал на скамью подсудимых. Бывшему руководителю страны грозило до 10 лет тюрьмы по обвинению в руководстве "преступной группой вооруженного характера, имеющей целью совершение преступлений". Процесс над Ярузельским постоянно переносился — все-таки ему далеко за 80, здоровье хромает, одолевают проблемы с сердцем. Он перенес операцию по удалению опухоли…

Читайте также: Польские власти сводят счеты с Ярузельским. И с историей…

Но бывший активист "Солидарности" Качиньский проявил себя более чем злопамятным. Покойный президент демонстративно лишил генерала награды, которая полагается всем полякам, депортированным в Сибирь в 1939 году после присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. (Этот путь в свое время проделал и Ярузельский). И только после Смоленской катастрофы 2010 года и прихода к власти Бронислава Коморовского (тоже в прошлом активиста "Солидарности") Ярузельского исключили из состава участников суда. Но сам суд продолжается.

Ярузельский накануне 30-летия тех драматических дней в который уже раз прокомментировал свои тогдашние действия. "Это решение было обусловлено необходимостью. Если бы сегодня я оказался в аналогичных обстоятельствах, то сделал бы то же самое. В моей жизни было много трудных моментов, но тот был особенно драматичным. Ему предшествовали месяцы внутренних и внешних угроз, терзаний общества. В этой ситуации военное положение стало спасением от большой катастрофы", — сказал генерал.

"Военное положение было большим шоком, привело к различным болезненным и тревожным последствиям для общества. Я это понимаю и уже в который раз прошу прощения у всех, кто столкнулся с несправедливостью и злом", — сказал генерал. Удивительно, но Лех Валенса тоже его понял. "В годы войны Ярузельский сражался за свободную Польшу. Он генерал. В другой истории и при других обстоятельствах его считали бы великим человеком", — подчеркнул бывший президент и вождь "Солидарности".

К этому можно добавить, что Ярузельский действовал тогда в полном соответствии с законами Польской Народной Республики. И судить его по новым нормам — полное противоречие демократическому правилу о том, что закон не имеет обратной силы. Суд над генералом — это чистой воды попытка свести счеты с историей. Был ли у него другой выход? Что было бы лучше — советская интервенция, помноженная на провокации с Запада? Как представляется, тогдашний лидер Польши нашел единственный выход. Увы, и он не был бескровным.

События 30-летней давности в Польше по-прежнему являются предметом текущей политики и попытки сведения счетов с Россией как с правопреемницей СССР. И, видимо, еще долго будут оставаться таковыми. Ведь многие участники тех драматических дней до сих пор живы.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить