Дебаты добавили выборам популярности

По сравнению с 2003 годом, россияне стали проявлять меньше интереса к ходу избирательной кампании. С другой стороны, повысилась роль предвыборных дебатов и рекламы партий в СМИ и интернете.

По данным ВЦИОМ, уровень интереса избирателей к кампании по выборам в Госдуму, по сравнению с 2003 годом, несколько снизился - с 58 до 48 процентов следящих за ходом предвыборных баталий. С другой стороны, если проводить параллели с парламентскими выборами 2007 года, то здесь ситуация совершенно обратная. Тогда о своей готовности прийти на избирательные участки заявляло до 70% респондентов (явка, кстати, составила 63,78%), однако сама прелюдия в виде предвыборной агитации и т.п. интересовала куда как меньшее число избирателей. Левада-центр тогда, ссылаясь на данные своих опросов, заявил о том, что порядка 85% опрошенных не очень внимательно следят или вовсе не следят за ходом предвыборной кампании.

Так что, оценивая динамику в целом, нынешние выборы в Госдуму, во-первых, не выделяются в отрицательную сторону на фоне предыдущих думских кампаний, во-вторых, очень серьёзно прибавили в качественном отношении. В первую очередь это касается отношения к агитации в СМИ и интернете, а также к предвыборным дебатам.

По данным того же ВЦИОМ, по сравнению с 2003 годом немного упало доверие к информационным и аналитическим программам на телевидении (их стало смотреть на 2 процента меньше), на радиостанциях (с 25 до 14 процентов), меньше стала привлекать внимания наружная агитация (с 23 до 19%). И напротив, гораздо больше россиян стали получать информацию о выборах из интернета (с 3 до 8 процентов), в ходе личных встреч с кандидатами (с 0 до 3 проц.), возросла роль партийной рекламы в печатных и электронных СМИ, а также в интернете (с 32 до 36 проц.).

Но настоящий прорыв произошёл в плане интереса к теледебатам. Если в 2003 году их смотрело порядка 49 проц. опрошенных, то в ноябре 2011 года уже 57 процентов. А учитывая, что в ноябре 2007 года какой-либо интерес к дебатам проявили от 13 до 26 процентов опрошенных (в зависимости от партии, чей представитель выступал на дебатах), то прогресс более чем очевиден.

По мнению гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, повышение роли дебатов связано в первую очередь "с возросшим плюрализмом мнений, интересам общества к новым лицам, новым программам, новым идеям". "Второй фактор: в этот раз сами партии лучше подошли к дебатам. Взять ту же самую "Единую Россию", которая сделала специальную дебат-команду", - заявил В. Фёдоров "Правде.Ру". Глава ВЦИОМ также отметил, что если в 2007 году у "Единой России" потребности в проведении дебатов не было, поскольку "было чётко понятно: есть лидер, а все остальные - неудачники, перед которыми стояла задача перевалить семипроцентный барьер, то этот раз силы сравнимы, поэтому дебаты востребованы телезрителями", подчеркнул он.

Александр Шатилов из Центра политической конъюнктуры России считает, что конкуренция всегда рождает дополнительный интерес, а тот факт, что в прошлый раз оппозиция спорила сама, снижало интерес потребителя к информации. "На этих выборах присутствует определённая интрига, поскольку не столь однозначна победа "Единой России", а её оппоненты пытаются вести активную игру. Отсюда и интерес к дебатам, - пояснил он. - Конечно, интересно сравнить программу партии власти и её оппонентов, посмотреть, кто из них интересней, лучше излагает свои программные тезисы, кто лучше ведёт дискуссию, находит более сильные аргументы. Всё это, безусловно, способствовало повышению интереса к самим выборам и, прежде всего, к самой избирательной кампании, в т.ч. и к дебатам", - отметил собеседник "Правду.Ру".

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить