На Московском вокзале Санкт-Петербурга помянули жертв теракта, произошедшего ровно два года назад

Памяти жертв железнодорожных аварий

На Московском вокзале Санкт-Петербурга помянули жертв теракта, произошедшего ровно два года назад. Тогда на железнодорожном перегоне "Алешинка-Угловка" был подорван скорый поезд номер 166 "Невский экспресс". 90 человек получили тяжелейшие травмы и остались инвалидами на всю жизнь, 28 человек погибли. Все поезда Октябрьской железной дороги дали длинный гудок…

Этот террористический акт запомнится надолго всей стране. У выхода на платформы Московского вокзала северной столицы установили мемориальную доску с портретами всех погибших пассажиров того злополучного рейса. Траурные черные ленты, красные гвоздики, поминальные свечи… На месте трагедии была отслужена панихида, на которую прибыли родственники погибших, железнодорожники, а также жители близлежащих населенных пунктов.

Стоит отметить, что "Невский экспресс" подрывался дважды. Первый случай произошел 13 августа 2007 года. Тогда от сработавшего на его пути взрывного устройства пострадали 60 человек. Однако террористы зря рассчитывали, что кто-то убоится их дерзости. Скорее наоборот — после террористических актов Российские железные дороги стали вкладывать в безопасность своих объектов рекордные цифры.

Так, по официальным данным пресс-службы ОАО "РЖД", только за истекший период 2011 года компания выделила более 12 миллиардов рублей на охрану объектов железнодорожного транспорта, около 960,5 миллиона рублей направлено на оснащение наиболее важных объектов с техническими средствами охраны. До конца текущего года 343 железнодорожных вокзала будут оснащены стационарными металлоискателями и взрывозащитными контейнерами, из них 34 вокзала — еще и комплексами досмотрового оборудования.

Читайте также: За "Невский экспресс" ответят

К концу года единая система безопасности должна охватить 80 наиболее крупных вокзалов страны, в 2012 — до 160. Понятно, что особое внимание уделяется участку дороги "Петербург-Москва", здесь задача — поставить всю дорогу под постоянный круглосуточный контроль. В общем, кажется, что террористы вызвали на российском железнодорожном транспорте целый вал усиления мер безопасности. Будем надеяться, что трагедии больше повторяться не будут…

Но сегодня, в День памяти жертв "Невского экспресса", есть повод вспомнить и другие аварии на железнодорожном транспорте. Конечно, он как бы считается самым надежным, безопасным и так далее, но все-таки беда не обходит и его. Достаточно вспомнить трагедию, которая произошла в июне 1989 года. Это самая крупная и жуткая в истории СССР и России железнодорожная авария.

В Иглинском районе Башкирской АССР в 11 километрах от города Аша (Челябинская область) на перегоне "Аша-Улу-Теляк" встретились на встречных курсах два пассажирских поезд, номер 211 "Новосибирск-Адлер" и номер 212 "Адлер-Новосибирск". И в этот самый момент произошел мощный взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе "Сибирь-Урал-Поволжье". Погибли, по разным данным, около шестисот пятидесяти человек, 181 из них дети, ранены и остались инвалидами более 600. То есть в той трагедии не было тех, кто вообще уцелел бы…

На трубе магистрального продуктопровода "Западная Сибирь-Урал-Поволжье", по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась огромная щель. Оператор, вместо того чтобы разобраться в ситуации, зачем-то дал повышенное давление в трубопровод. Из-за протечки и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль… Возгорание газовой смеси, очевидно, могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

Читайте также: Взрыв в Петербурге: дрезину пустили под откос?

3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени как раз в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объемный взрыв газа, и вспыхнул гигантский пожар. Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в десяти километрах от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 километров! Было разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи…

Были в истории российской железной дороги и аварии поменьше. Так, утром 4 июня 1988 года на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году, в августе, на станции "Бологое", произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, ранены 182. Скоростной пассажирский поезд номер 159 "Аврора" сообщением "Ленинград-Москва" потерпел крушение на перегоне "Березайка-Поплавенец". При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне-ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

Читайте также: "Бермудский треугольник" для российских поездов

4 октября 1988 года в 4:30 утра на перегоне "Свердловск-Сортировочный" произошел взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое уже в больнице. Взрывом вышибло окна в окружающем районе. Тысячи человек получили тяжелые травмы, самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой…

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки-Ржев" Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы. 1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом — ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд №4 "Рига-Москва" на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда "Рига-Москва".

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне "Тополи- Уразово" Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

31 мая 1996 года на перегоне "Литвиново-Тальменка" Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

Читайте также: Путешествие из Петербурга в Москву. 2 погибших, 15 раненых

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде "Кисловодск-Минеральные Воды", который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона "Ищерская-Стодеревская" Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава сработало взрывное устройство. Жертв не было.

А 12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке "Узуново-Богатищево" произошел подрыв поезда "Грозный-Москва". С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить