столетиями чиновники в судах почти во всем мире облачены во все черное

Мельница мифов: судьи до сих пор в трауре?

Обычай носить черные костюмы у мужчин иногда связывают с распоряжением английского короля Вильгельма III, который повелел в знак траура по своей супруге и соправительницы Марии II носить судейским черные мантии. Постепенно привычка переросла в обычай, и вот уже столетиями чиновники в судах почти во всем мире облачены во все черное. Так ли это?

"Мы все облачены в черное, будто люди, которых постигла утрата", — подмечал Оноре Бальзак. Ему вторил еще один именитый француз Бодлер, писавший о черных сюртуках: "Не есть ли это неизбежная униформа нашего страдающего столетия? Узкий и черный, он облекает нас, как знак вечного траура. Все мы словно хороним кого-то". Можно вспомнить сетования Теофиля Готье, который в эссе "О моде" сокрушался о том, что мужская одежда стала "такой печальной, тусклой, однообразной". И это происходило в эпоху, когда Франция все еще оставалась законодательницей мод. Что уж тут и говорить о прочих странах! Для начала взглянем на соседнюю Великобританию.

Королева Англии, Шотландии и Ирландии Мария II (Mary II) скончалась от оспы в 1694 году. Ее муж и соправитель Вильгельм Оранский повелел, чтобы в судах носили траур по 32-летней королеве. Поскольку траур продолжался несколько лет, то обычай носить черное укоренился. Благодаря английским колониям, мода распространилась и на другие страны. Поэтому черные мантии преобладают в судах по всему миру. Получается, что представители современной судебной системы как бы до сих пор носит траур по умершей столетия назад английской королеве. Но так ли это на самом деле? Приглядимся внимательнее к этому интересному факту.

Читайте также: Черный цвет спасает от радиации?

Вот что пишет Джон Харви (John Harvey) в своем исследовании "Люди в черном" (Men in Black): "Раньше мужчины, как и женщины, носили разные цвета. В Средние века те, кто мог это себе позволить, одевались ярко и пышно. Даже одежда бедняков, как показывают средневековые миниатюры, была разноцветной — коричневой, зеленой, а головной убор — красным или синим. В эпоху Возрождения существовала определенная мода на черное, однако носили его далеко не все. И в XVIII веке, и в первые два десятилетия XIX-го мужская одежда еще сохраняла полихромность. Но чем дальше, тем суровее и темнее она становилась".

 

Итак, похоже, обычай одеваться в черное возник куда раньше, чем англичане надели траурные одеяния, скорбя о смерти любимой королевы (а Марию, действительно, очень любили). Но когда ему стали следовать должностные лица. На самом деле, достаточно давно. Если верить миниатюрам и описаниям очевидцев, то юристы Парижского парламента — высшего судебного органа средневековой Франции, еще в XIII веке приходили на заседания в черных мантиях. Светские судьи из разных европейских государств, расследовавшие дела о колдовстве в XIV-XVI веках тоже показаны на гравюрах в черной одежде.

В самой Англии появление судьи в черной мантии документально впервые зафиксировано в эпоху правления Генриха VII Тюдора (того самого, что прекратил войну Алой и Белой розы). То есть, в XV веке. Однако, если верить фольклору, то судьи и раньше были неравнодушны к подобной одежке — в некоторых балладах о подвигах Робина Гуда (предположительно XII-XIII век) королевских судей называли "ravens", то есть воронами.

Интересно, что это слово достаточно долго присутствовало в английском языке в качестве эвфемизма, обозначающего неправедного судью. Вполне возможно, что это прозвище было дано служителям Фемиды не за их взяточничество и некомпетентность, а за цвет судейской мантии. Кстати, из некоторых отрывков песен о похождениях знаменитого стрелка можно сделать вывод, что и главный противник Робина, шериф Ноттингема, тоже надевал черную мантию тогда, когда находился "при исполнении служебных обязанностей".

Итак, как видите, обычай должностных лиц одеваться в черное достаточно давний. Следует заметить, что с древнейших времен черный цвет ассоциировался такими полярными понятиями, как красота и смерть, сексуальное обаяние и проклятие, страдание и колдовство, отвага и вероломство, чувство опасности и страдание, грязь, болезнь и цвет зрелости. В некоторых обществах черный пигмент не разрешалось пользоваться молодым людям, не достигшим 20-летнего возраста. А поскольку это цвет темных сил, представляющий опасность, чтобы получить право наносить его на себя, надо было пройти многоступенчатую инициацию.

Прежде чем европейские патриции облачились в черные цвета, черный стал цветом власти. Даже императоры Поднебесной с XI века до нашей эры и вплоть до XVII века нашей эры носили черные одеяния, поскольку черный — изначальный цвет Неба.

И хотя традиция приписывает создание подобной моды знаменитому Конфуцию, однако, судя по всему, она появилась куда раньше, чему есть и письменные, и археологические свидетельства. В том же XI веке до нашей эры, судя по цветным изображениям, черную "униформу" носили любые "госслужащие" — от премьер-министра (чэн-сян) до секретаря уездной управы. Так что Конфуций, судя по всему, не создал, а заимствовал куда более древнюю моду.

Китайские министры, представая перед очами своего повелителя, всегда надевали черное. Но в свободное от службы время они, как ичиновникименее высокого ранга, ходили в более светлых одеждах. Те же самые правила выполняли государственные служащие Кореи, Японии и Вьетнама — стран, где была распространена конфуцианская идеология.

 

Интересно, что в Стране Восходящего солнца до XV века черный цвет был "монополизирован" чиновниками — простолюдины не имели права надевать его. Позже эта "монополия" исчезла, но мода на черное не распространилась среди японцев. Исключение, пожалуй, составляли лишь "служители прекрасного": в японском театре черное одеяние — это одежда "невидимых" (как и у слуг XIX века), ее носят кукловоды и рабочие сцены.

В западном сознании черный цвет с античности связан со смертью, скорбью и гибельным страхом. Плакальщики одевались в черное для траурных целей, и черный вошел в обиход задолго до Средневековья (как иногда ошибочно полагают). В Древней Греции погребальные шествия облачены в черный цвет, и в Древнем Риме плакальщики предстают в черных тогах, а покойник обернут в белую. У черного два основных значения — изничтожение собственного "я" в торжественном акте демонстрации скорби и страх быть уничтоженным.

Первая предназначалась в основном для женщин: вдовы в средиземноморских странах и по сей день черными одеждами показывают свою безутешную скорбь. Хотя нет правил без исключений. Ведьма внушает ужас, это кошмарный вариант образа вдовы, черной вдовы (у колдуньи ведь тоже нет мужа). Второе значение — для мужчин. Наглядный пример, эсэсовская униформа. В мифологии, по крайней мере с XIV века, Сатану изображали в черном.

Священнослужители первых десяти веков христианства, как левиты Древней Иудеи и римские жрецы, носили белые одежды, символизировавшие святость и чистоту. Хотя, особенно в восточной церкви, присутствовали и темные, и черные цвета. Константинопольское духовенство облачилось в черное уже к V веку. К XI столетию nigri monachi - "черными монахами" стали называть бенедиктинцев. Кроме них и доминиканцев, черное облачение носили черные или уставные августинские каноники, из этого основанного в 1256 году ордена впоследствии вышел Мартин Лютер. Черная одежда с белым крестом была отличительным знаком госпитальеров (рыцарей св. Иоанна).

Черный вообще был основным цветом военных орденов. Однако был он и у противников крестоносцев — сарацин. Исламские улемы и муфтии — в Рамадан, у шиитов — чаще — носят "черный траурный", в знак вечного воспоминания о смерти халифа Али (умер в 661 году).

Мрачный король одной из самых могущественных держав своего времени Испании Филипп II постоянно ходил в черном. Этот цвет переняли и его придворные и подданные. Повсюду во владениях монарха — от метрополии Испании до Новой Испании, от Неаполя до Нидерландов — черный стал униформой чиновников и лиц, облаченных властью.

В эти же годы царь Иоанн IV облачил в черные кафтаны и шапки и посадил на вороных коней своих опричников. Игорь Курукин и Андрей Булычев в своей книге "Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного" отмечают: "Черный цвет одежды в сочетании с вороной мастью боевых коней 'царевых слуг' вполне мог восприниматься людьми Средневековья как явный намек на силы, тесно связанные с инфернальным миром.

По верованию восточных славян, населявшие его черти или бесы были звероподобными существами черного или синего цвета, а сам дьявол часто появлялся в облике черного человека огромного роста. К тому же, к знаковому ряду относится и образ черного всадника, олицетворявшего Ночь, из русской сказки "Василиса Прекрасная", который, как известно, прекращал свой путь по лесной чаще, внезапно исчезая у ограды из человеческих костей, выстроенных Бабой-Ягой вокруг своей избушки".

Читайте также: Звездные войны: темные побеждают

Изображения Ивана Васильевича в черном историкам искусства неизвестны, а сам черный цвет в Московском государстве той эпохи был не столь популярен, как в тогдашней Западной Европе.

Художественные умы, как Бодлер, даже олицетворяли черный цвет с самым великим уравнителем — смертью, а если взять политические сравнения, то с демократией. В такой демократической стране, как США, черный цвет был настолько употребителен, что Диккенса, появившегося в тамошнем обществе в светлых брюках и пестром веселеньком жилете, сочли безвкусно одетым.

Нужно признать, пишет Джон Харви, что "черный цвет был модным и в Англии, где демократическая линия была, мягко говоря, куда менее сильной". И первым черным предметом мужского гардероба стал не дневной сюртук буржуа-демократов, а смокинг — вечерняя экипировка высшего общества.

Быть элегантным — значит быть одетым в черный смокинг. Так в британском истеблишменте стало модным с конца 1810-х годов. И в XX столетии к ужину иногда выходили в белом фраке, но черный цвет стал доминирующим, казалось, навсегда. Мода для денди и джентльменов практически не изменилась за 185 лет. Словом, у черного цвета можно сказать: нет ни начала, ни конца. И смерть королевы Марии, которую якобы до сих пор оплакивают судьи всех стран, тут совершенно ни при чем.

Читайте самое интересное в разделе "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить