В школах завершился двухлетний эксперимент по внедрению "Основ религиозных культур и светской этики"

Уроки веротерпимости от Фурсенко

В школах завершился двухлетний эксперимент по внедрению "Основ религиозных культур и светской этики". Андрей Фурсенко заявил, что этот предмет поможет избежать ксенофобии и религиозной нетерпимости. Практика на местах показала, что эксперимент с веротерпимостью в ряде школ провалился. Свое мнение "Правде.Ру" изложили эксперты.

В российских школах завершился двухлетний эксперимент по введению "Основ религиозной культуры и светской этики". Запущенное в апреле 2010 года новшество было опробовано в 21 регионе России. В эксперименте Минобрнауки участвовали 242 тысячи учеников из почти 10 тысяч школ.

В курс входит шесть направлений или модулей. Это православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьники сначала знакомятся с общими положениями. Потом выбирают один модуль и проходят его в течение 34 академических часов. После прохождения курса проводится коллективный урок, где ребята делятся друг с другом знаниями. Проект не окончательный и со временем может поменяться. Пока его апробировали как пилотный.

Фурсенко заявил, что "основы религиозных культур знать надо". " Если ребята узнают о людях другой культуры, они перестанут бояться тех, кто ест, одевается или молится иначе. Они не будут считать тех, кто исповедует другую религию, чужими. Ведь именно из-за таких опасений и страхов произошла, например, Манежка. Если для этого надо развить курс религиозных культур, модернизировать его или еще как-то улучшить — обязательно это сделаем. Сейчас система образования может и должна помочь России избавиться от национализма, радикалов и социальной напряженности", — сказал министр журналистам.

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии, среагировал так:"Фурсенко сказал злую глупость". "Получается, что погружение в родную культуру вовсе не считается задачей курса? Единственная задача школы — создать комфортные условия для гастарбайтеров? Приучить тупых аборигенов вежливо улыбаться?", — записал отец Андрей в своем блоге.

Читайте также: Религиозные войны в семье и на работе

Профессор МДА подчеркнул, что министр образования, явно не подумав, подписал русской школе смертный приговор. "Выходит, что больше не надо уроков русского языка: мы не сможем понять японцев. Не нужно уроков русской истории: мы не поймем трагедию и величие Турции". Но отец Андрей выразил надежду, что речь министра была обрезана или искажена.

7 ноября этого года проходило заседание Общественного совета при Министерстве образования. На повестке дня стояло обсуждение итогов эксперимента по "Основам религиозных культур и светской этики". Члены совета, куда входят педагоги, религиоведы и журналисты, выявили в практике преподавания курса множество недочетов и недоработок. Среди выступавших был главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов.

Венедиктов посетовал, что "Основы" не решают главной задачи: воспитания религиозной терпимости. Он сослался на результаты апробации курса в Чечне, где более 90 процентов школьников в качестве "модуля" выбрали ислам. "Все выбирают под себя, а не под других", — сказал радиожурналист. Главред "Эха Москвы" пожелал, чтобы детям внушали выбирать именно "под других".

Например, дети из Ярославской области должны изучать не православие, а буддизм или иудаизм. Многие члены Совета согласились с Венедиктовым. Возразил Александр Данилюк, советник директора Федерального института развития образования. По его словам, в таком случае, в детских головах получится путаница и каша. Вместо терпимости на практике выйдет полное религиозное невежество. Хотя бы потому, что не хватит отведенных академических часов.

Дело не только в "часах". Для преподавания нового предмета нет соответствующих специалистов. "Учителей-предметников не хватает. Предметы будут розданы и без того загруженным учителям русского языка и литературы. Школьным учителям будет предложено невозможное: освежить давно забытый курс философии, а основы религиоведения просто выучить с нуля. Учебное пособие, предложенное Минобрнауки, не спасет от недостатка знания по предмету", — написала в своей статье для портала "Православие и мир" Мария Сеньчукова, кандидат философских наук, преподаватель религиоведения и основ православной культуры.

"Правда.Ру" напоминает, что когда эксперимент с "Основами" только начался, Фурсенко заявил: этот предмет может читать любой учитель. Министр пожелал, чтоб этим учителем был преподаватель физики или математики…

Читайте также: Много верований — один офис

В Живом Журнале протодиакона Андрея Кураева родители, чьи дети "попали" в эксперимент Минобрнауки, делились своими впечатлениями. Из дискуссии следовал однозначный вывод: эксперимент оказался профанацией образовательного процесса.

Пользователь pastoralex: "прошло родительское собрание, на котором я присутствовал. Говорили о шести модулях, но преподавателя, который будет вести этот предмет, не было. Завуч сказала, что она только что закончила недельные курсы по преподаванию этого предмета. Как это возможно? Что будет преподавать человек, который только неделю изучал предмет? Чтобы грамотно преподавать основы этики и культуры, нужно быть разносторонним человеком и иметь большие познания в культурологии, истории, религиоведении. Подход к предмету с самого начала ужасен. Все неквалифицированно, неэтично и непрофессионально".

В некоторых пилотных школах эксперимент "встал" по той причине, что там уже ввели "Основы православной культуры". Директора школ быстро нашли выход. Вот как это делалось в Сергиевом Посаде, в школе №29.

"С родителями четвероклассников в последний день перед каникулами, 31 октября, проделали трюк. В срочном порядке без объяснений ("у вас нет выбора!") велели подписать заявления на "светскую этику", хотя у нас факультативно и добровольно почти весь класс ходит на уроки ОПК, которые ведет учитель из воскресной школы местного прихода. Подписали, как бараны, так как все последние нововведения в школьную программу с нами не обсуждались, а вводились в директивном порядке. Дали понять, что от нас ничего не зависит", — написал автор, подписавшийся как "православная христианка Елена".

Нехватка кадров для "Основ религиозных культур" привела к тому, что во многих пилотных школах выбирали модуль "Светская этика". Учителя посчитали, что прочесть курс этики проще всего. Действительно, тему "С чего начинается Родина" или "Мой друг" никак не сравнить с изучением Деяний Вселенских Соборов или буддийских канонов тхеравады. На практике выходило, что светская этика превращалась в пропаганду политической идеологии."Можно получить из ученика все что угодно, в зависимости от убеждений педагога: от крайнего либерала до крайнего же "охранителя", — высказалась православным СМИ преподаватель религиоведения Мария Сеньчукова.

Нужен ли школе новый предмет, который, по словам Фурсенко, "предотвратит Манежную площадь"? Свое мнение "Правде.Ру" изложили эксперты.

Александр Прокофьев, доктор педагогических наук, профессор МИЭТ, преподаватель математики Физико — математического лицея №1557: "Я и мои коллеги убеждены: такой предмет в школе не нужен. Фраза, что он якобы "предотвратит ксенофобию" — не более чем красивые и глупые слова. Уважение к другой вере и другой культуре должно прививаться, прежде всего, дома. Школа этого не привьет. Более того, в нашем лицее уже проходят уроки толерантности, отмечается День толерантности. Не считаю целесообразным вводить очередной ненужный предмет, отнимать академические часы у преподавателей-предметников".

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала "Наследник": "Для того чтобы изучать другие культуры, надо хорошо знать хотя бы одну, которая, собственно, будет своей. Человек, который знает обо всем понемножку, не может, не способен ничего понять. У него в голове культурный "микс". С таким "миксом" невозможно серьезно понять ни одну из культур. Например, в православии и исламе существует много похожих положений или сильно отличающихся.

Чтобы понять причины схожести или различия, нужно проникнуть в эти культуры и уметь их сравнить. Если знаешь хотя бы свою культуру, ты можешь высказывать суждения о других культурах, оценивать их. Это касается как интеллектуальной сферы, так моральной или эстетической. Необходимо, чтобы ребенок вне зависимости от возраста на этапе освоения чего-то нового, изучал что-то одно.

Только потом, в зависимости от степени освоения одной культуры, он может погружаться и в другие. Вне зависимости от того, какую он изучает: православную, мусульманскую или буддийскую. Никто не говорит, что человек должен обязательно знать только одну культуру. Но глубоко изучить, погружаясь в такой "микс", какой предлагается Министерством образования, невозможно".

Главные новости

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить