Храму в мордовском селе грозит закрытие

Выжил при атеизме, опустел при православии

На возвышенности мордовского села Новоникольское стоит старый кирпичный храм. Он одиноко взирает на заброшенные дома. Когда-то в селе кипела жизнь. А за последние десять лет село практически угасло. Несколько лет назад закрыли преемника бывшего колхоза — сельхозкооператив "Борьба". Совсем недавно в рамках оптимизации ликвидировали среднюю школу. До ближайшей станции Ковылкино — больше ста километров.

Как в селе не стало работы, так и людей не стало. Люди уезжают целыми семьями. Там, где некому передать память, забывается прошлое. Храм, одиноко стоящий на холме — одно из последних напоминаний об этом прошлом.

Из топонима "Новоникольское" следует: своему рождению село во многом обязано православному храму. У храма Рождества Пресвятой Богородицы есть придел в честь святителя Николая Мирликийского. Крестьянский люд издавна почитал епископа Мир Ликийских как "своего", "мужицкого" святого. Скорее всего, название села родилось именно из почитания русскими людьми Николая Угодника.

Сначала церковь была деревянной. В 1885 году приход принял решение строить каменный храм. Собрались всем миром, решили — храму быть. Не жалели ни денег, ни усилий. Для благородного дела не поскупились и пригласили архитектора из столицы.

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, иерей Петр Семенов, рассказал "Правде.Ру": "Старожилы припоминали, что строительными работами руководил столичный архитектор. Помнят, что он был француз, но, к сожалению имя этого француза неизвестно". В храмовой архитектуре тогда преобладал неорусский стиль, тяготевший к традициям древнерусского и византийского зодчества. В этом стиле были возведены Храм Христа Спасителя в Москве, кафедральные соборы в финском Свеаборге, в Томске и Ростове-на-Дону. Таким же храмом неизвестный столичный архитектор решил порадовать жителей Новоникольского.

Читайте также: Церковь борется с очередями в храмы

Проект был дорогим. Стоит сказать, что и само село до революции не было бедным. В самом Новоникольском и в округе работали маслобойки, кузницы, ветряная мельница. Кирпич для строительства храма обжигали на сельском кирпичном дворе. В рабочих руках недостатка не было: в Новоникольском в конце XIX века проживало около полутора тысяч человек. Приходили на помощь и жители уезда.

В 1890 году храм был построен и освящен. До наших дней сохранились только фрагменты старого иконостаса. Стены расписывать не стали: считалось, что только что построенная церковь должна какое-то время "выстояться". Роспись стен планировали начать ближе к середине XX века. А в 1917 году страну охватили великие потрясения. Жизнь прихода остановилась.

В 1927 году сотрудники ОГПУ пришли за последними членами приходского совета. В этом же году "воинствующие безбожники" сбросили и разбили все церковные колокола. Осколки колоколов увезли на подводах, потом пустили в переплавку. Храмовые ворота заколотили. Церковь опустела.

Агитаторы научного коммунизма неустанно внушали сельчанам, что "Бога нет". Несмотря на это, многие сельчане, когда проходили мимо церкви, по инерции крестились. Это делал тайком даже председатель Новоникольского сельсовета. Партийное начальство, видя разгул "мракобесия", решило сровнять храм с землей. В 1936 году был подписан соответствующий документ. В Новоникольское приехали уполномоченные из Саранска.

Читайте также: Храм мира: спляшем на костях?

Ломать святыню никто из жителей села не согласился. Тогда начальство пошло на хитрость. О том, что делает с умами людей умелый фотомонтаж, партработники догадывались. С крыши был сброшен толстый канат, затем это было сфотографировано и опубликовано в районных газетах. В передовицах писали, что "церковь дала трещину", готова вот — вот обрушиться и похоронить под обломками людей. Защитников храма представили как одурманенных фанатиков. В общем, реальную картину событий представили как ЧП. Благодаря этому фотомонтажу, в районе удалось найтидобровольцев, согласных участвовать в сносе храма. Активистов привезли в Новоникольское.

Там их уже ждал пикет. Почти все село несколько дней подряд дежурило около церкви и никого к ней не подпускало. В это же время жители Новоникольского отправили письмо в Совнарком. Первым под письмом подписался председатель сельсовета.

Узнав, что на защиту "мракобесия" встал сельский представитель советской власти, начальство возмутилось. Председателю пригрозили лагерями, исключили из ВКП(б) и сняли с должности. Но храм решили не трогать. Его отдали в ведение колхоза.

Колхоз "Память коммунаров" распорядился храмом по-хозяйски. В зимней его части хранили инвентарь и колхозный мед, в летнем храме — зерно, сбоку храма соорудили колхозный ток. Иконостас демонтировали. Часть икон была роздана водителям из соседних сел, которые привозили на ток зерно.

Все же, некоторые иконы удалось спасти. Верующие сельчане спрятали их в подполе избы напротив кладбища. В этой заброшенной избе в большие церковные праздники происходили ночные бдения: сельчане собирались там ночью на молитву.

Читайте также: Храмы Киева — заложники политики

К сожалению, эти иконы исчезли. Подпол был взломан, а иконы пропали. Отец Петр, настоятель храма, рассказывает, что взломщик впоследствии сошел с ума и свел счеты с жизнью.

На этом мытарства церкви не закончились. В 1952 году с крыши содрали медную кровлю и сбросили кресты. В таком скорбном виде храм дожил до 1991 года, когда митрополичью кафедру в Саранске возглавил Высокопреосвященный Варсонофий (Судаков). Год спустя епархиальный архиерей благословил для церкви антиминс. Это означало епископское благословение на совершение богослужений.

В это время в епархии начала восстанавливаться церковная жизнь. Добрые руки реставратора дошли и до храма в Ельниковском районе. Крышу покрыли оцинкованным железом. Им же обшили купола. Сброшенные в 1952 кресты были возвращены на место.

Основные работы по реставрации началась в 2001 году. Возвели каменную паперть, провели отопление и водопровод. Заново отлили колокола для звонницы и обновили иконостас. Обе части храма отштукатурили и покрасили. С южной стороны храма поставили чугунную оградку.

Еще в 90-е годы храм стали снабжать утварью. Подарили железные хоругви и подсвечники, достали облачение для священника. До 2001 года в храме служили, в основном, священники из других приходов. С 2001 года приход возглавляет иерей Петр Семенов.

Отец Петр, как и многие священники из глубинки, не привык жаловаться на тяжелую жизнь. Его беспокоит другое. Село угасает на глазах. Он опасается, что храм скоро закроют, а священника отзовут.

"В 2001 году, когда я стал настоятелем, в селе было 470 человек. Сейчас осталось примерно 98. Люди уезжают, прихожан со стороны практически нет. Из-за этого не поступают взносы в приходскую кассу. Реставрацию храма пришлось отложить. Местные жители бедствуют. Если бы не бедствовали, то не покидали бы родное село. Кто остался, так это бабушки. Конечно, деньги решают не все, но многое. Не дай, конечно, Бог, но храм могут закрыть", — сказал отец Петр "Правде.Ру".

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии, говорит, что в подобных случаях все зависит от состояния дел в епархии.

"Все зависит от решения епископа данной епархии. Обычно, когда в селе стоит храм, а самого села практически нет, храм оставляют действующим. Это как знак последней надежды на возрождение этого села. Обычно так и бывает. А если все совсем безнадежно, храму дают статус приписного. Он обычно приписан или к райцентру, или к соседнему еще живому селу. На ворота вешается замок, но в престольные праздники он отпирается и там совершают службы. Куда отправить бывшего настоятеля храма, ставшего приписным, решает епископ".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить