Как Лукашенко использует потепление отношений с Россией

Российский гамбит Лукашенко

Не так давно Александр Лукашенко высказался за развитие интеграции в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Из России немедленно последовала положительная реакция. Эксперты заговорили, что теперь отношения между руководителями РФ и Белоруссии пойдут на поправку.

Период охлаждения в российско-белорусских отношениях начался с отказа белорусского лидера признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Между двумя странами вспыхивали газовые, молочные и некоторые другие кризисы. Дошло до того, что Россия не стала (по крайней мере, открыто) поддерживать Лукашенко на прошлогодних президентских выборах.

Далее были валютный кризиc в Белоруссии, ряд неодобрительных заявлений бывшего министра финансов России Алексея Кудрина в адрес белорусской экономической модели и ответные демарши экспрессивного белорусского лидера. Тем не менее, несмотря на осложнения, российско-белорусские отношения все же не застопорились — в отличие от того, что имело место у Белоруссии на европейском направлении.

Читайте также: Белоруссия: интернет-революция захлебнулась

Интеграционные процессы усилились в части создания Таможенного Союза (ТС) и подписание документов о создании Единого Экономического Пространства (ЕЭП) с 1 января 2012 года. Но и они не вселили уверенность, что эти проекты действительно будут реализованы в заявленные сроки. Даже решение о выделении Белоруссии кредита в размере 3,5 миллиарда долларов по линии ЕврАзЭС, принятое в июне текущего года с одобрения России, не затмило ощущение "большого торга" за лакомые куски дешевеющей белорусской госсобственности, идущего на высшем уровне.

Тем не менее, процесс нормализации отношений идет довольно быстрыми темпами. Низкие пошлины на автомобили европейской сборки, как и было обещано ранее, повышены с 1 июля до российского уровня. Идут переговоры с различными финансовыми учреждениями России о новых кредитных линиях под залог акций белорусских предприятий.

В октябре было подписано контрактное соглашение о строительстве АЭС в Гродненской области. Также в ноябре ожидается подписание новых соглашений по поставкам нефти, газа с учетом "интеграционных" скидок и дальнейшей судьбе оставшегося у белорусского правительства пакета акций "Белтрансгаза". Во всяком случае, Лукашенко уже заявил, что все спорные вопросы решены.

Читайте также: Есть ли у Белоруссии будущее без Батьки

Таким образом, внешне может показаться что "большой торг" подходит к концу и скоро станут понятны его итоги. Между тем ситуация в самой Белоруссии до последнего времени остается довольно напряженная. 20 октября официальный и рыночный курс были фактически уравнены, тем самым зафиксировав падение с начала года на 189 процентов. Это вызвало инфляцию более 80 процентов за тот же период при практически неизменном уровне оплаты труда.

Стоит сразу оговориться, интеграция с Россией и Казахстаном таит для нынешней белорусской экономики не только плюсы, но и минусы. Дело в том, что одно из условий участия в ЕЭП — это отмена для субъектов хозяйствования обязательств по продаже государству 30 процентов валютной выручки. Однако Белоруссия не готова на это пойти, иначе валютный кризис может затянуться, что неизменно повлияет и на состояние всей экономики.

Поэтому белорусские власти в срочном порядке пытаютсяподкорректировать условия своего пребывания в ЕЭП. Так, в Комиссию ТС от белорусской стороны поступили поправки к договору по валютному регулированию в рамках ЕЭП. Минск обратился с просьбой сохранить 30-процентную обязательную продажу валютной выручки резидентами до 1 января 2017 года.

Читайте также: Почему "арабская весна" не пришла в Минск

Фактически за пять лет финансовые власти рассчитывают в такой степени стабилизировать курс национальной валюты, чтобы отмена обязательной продажи валютной выручки уже не могла вызвать серьезные колебания на рынке. Кстати, в 2017 году ожидается ввод в эксплуатацию первого блока АЭС. Возможно, этот факт белорусские власти также учитывают, прося партнеров пойти на уступки в валютном вопросе.

Разумеется, события этого года также способствовали росту оппозиционных настроений и "революция в социальных сетях", захватившая умы молодежи, продолжалась в виде "молчаливых акций протеста" во многих белорусских городах, но по причине слабой организованности и высокого уровня противодействия властей сошла на нет.

Можно констатировать, что белорусская оппозиция вновь не смогла воспользоваться предоставленным ей шансом утвердиться. Это, очевидно, понимает и сам белорусский президент, инициируя все новые и новые ограничения на практически любые несогласованные с властями действия. Так, в начале октября белорусские депутаты приняли законопроект, который ужесточает требования к организаторам массовых мероприятий и фактически приравнивает к пикетам флэш-мобы, проводимые белорусской оппозицией.

Читайте также: Белоруссия между дефолтом и выигрышем

Примерно в то же время в парламент поступили поправки в закон "Об органах госбезопасности" (имеются в виду Комитет госбезопасности и его местные отделения). Предложенная редакция закона конкретизирует возможности президента республики по контролю над спецслужбой (в частности, в ней прописано, что президент может определять, в каких случаях сотрудники КГБ могут применять оружие, спецсредства и боевую технику).

На минувшей неделе были также приняты поправки, устанавливающие уголовную ответственность партий и НПО за получение финансирования из-за рубежа. В довершении ко всему стоит напомнить, что в тюрьмах до сих пор остаются некоторые из осужденных по делам, связанным с событиями 19 декабря 2010 года, и задержания участников несанкционированных акций протеста осуществляются при малейших намеках на их проведение.

В этих обстоятельствах условия нового этапа интеграции с Россией и Казахстаном и экономические последствия, которые она принесет для большинства белорусов, возможно. уже не будут иметь какого-либо влияния на сложившуюся в этой стране структуру политических и социально-экономических взаимоотношений. Общество вновь окажется под прессом власти.

В случае если отношения Лукашенко с Россией действительно переживают ренессанс, то это оставляет белорусскому политическому режиму большие шансы не только на сохранение, но и на определенное "закручивание гаек" без опасения быть отрезанным от внешнего мира. Похоже, что Батьке вновь удалось избежать полной изоляции. По крайней мере, на Востоке. Весь вопрос в том, насколько долгим и прочным будет российско-белорусское потепление.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Федор Птицын
Федор Птицын — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить