Куда поведет Тунис лидер исламистов Рашид аль-Ганнуши?

Наденет ли Ганнуши на Тунис никаб?

Лидер тунисских исламистов Рашид аль-Ганнуши празднует победу после официального оглашения итогов выборов в Национальную Ассамблею. Напомним, что его партия "Эн-Нахда" набрала около 40 процентов голосов избирателей и сейчас является главной политической силой страны, которой предстоит определить ее будущее.

Заметим, что тунисское общество фактически раскололось в вопросе отношения к Ганнуши. Светская часть Туниса обвиняет его в стремлении "надеть на страну никаб", тогда как радикальные исламисты-салафиты называют его "марионеткой Запада".

Кто же он такой, Рашид аль-Ганнуши, и куда он поведет страну? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассказать о жизненном пути этого человека, проделавшего путь от ревностного ученика медресе до атеиста и от арабского националиста-социалиста к ревнителю "исламского образа жизни", чья жизнь не раз висела на волоске и который не один год за свои действия и убеждения провел за решеткой.

Рашид аль-Ганнуши родился в 1941 году в деревне аль-Хамма на юго-востоке Туниса, являвшегося тогда колонией Франции. Но несмотря на то что его семья была очень религиозна, подававший во время учебы в медресе надежды Рашид внезапно отклонился от ислама.

Не последнюю роль в этом сыграло то, что при переезде он оказался в светской школе, где из учеников всячески стремились выбить "религиозный фанатизм". В итоге, как вспоминает главный исламист Туниса, он перестал даже молиться, забыв суры Корана.

По сути, он стал атеистом. На смену религиозным убеждениям пришли националистические. Тогда под влиянием египетского лидера Гамаля Абдель-Насер арабский мир буквально впитал в себя идеи арабского социализма и национализма.

В итоге в 1964 году он отправился в Египет учиться на родине своего кумира. Однако там его ожидало первое горькое разочарование в жизни. Насер оказался неспособен умерить свои личные амбиции на лидерство в арабском мире и ссорился с остальными главами государств региона, в том числе и с тунисским лидером Бургибой.

В своей личной неприязни к последнему Насер дошел до того, что выслал из своей страны тунисских студентов, для которых являлся кумиром. Впрочем, пока еще разочарование в Насере не привело у будущего главы тунисских "умеренных исламистов" к разочарованию в арабском социализме в целом. И он решил в 1966 году продолжить образование в Сирии.

Там он закончил в 1968 году философский факультет Дамасского университета и там же раз и навсегда порвал с арабским национализмом, осознав его неспособность объединить мусульман даже перед лицом угрозы со стороны Израиля.

Читайте также: Демократия в Тунисе обернется шариатом

Во время учебы в университете Ганнуши познакомился с сирийскими "Братьями-мусульманами", которые убедили его в том, что единственной идеей, способной объединить арабов и мусульман в целом, является ислам.

После окончания учебы в Дамаске Ганнуши едет учиться во французскую Сорбонну, где становится активистом международного исламистского движения "Джамаат ат-Таблиг".

Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, но из-за болезни матери Рашид через год вернулся в Тунис. На Родине он стал активистом местного отделения "Джамаат ат-Таблига" и активно проповедовал исламский образ жизни среди молодежи, "развращенной французами и Бургибой".

Но этого ему показалось мало, и в 1972 году он вместе со своими единомышленниками создает подпольную организацию, целью которой было создание нового "справедливого демократического государства" на основе Корана и отказ от единоличной деспотии Бургибы.

В 1981 году он основал "Харакат аль-иттиджах аль-Ислами" ("Движение исламской направленности"), целью которого стало освобождение страны от "коррумпированного режима на основе законов ислама".

Очень быстро власти запретили ее, бросив его членов, включая и Ганнуши, в тюрьму. Лидер тунисских исламистов должен был пробыть там 11 лет, но просидел три года, с 1981 по 1984 год.

Бургиба рассчитывал на достижение согласия в обществе и выпустил исламистов из тюрем, в том числе и Ганнуши. Тот, чтобы обмануть внимание властей, создал новое движение "Эн-Нахда", попытавшись превратить его в настоящую политическую партию.

Читайте также: Рар: арабская весна светит исламскому миру

Последняя тут же стала набирать невероятную популярность. Власти, опасавшиеся ее победы, запретилиее как экстремистскую и бросили лидеров партии в тюрьмы. На этот раз Ганнуши приговорили к пожизненному заключению. Однако в дело вмешался сам Бургиба, потребовавший для него смертной казни, от которой его спасло отстранение последнего от власти Бен Али. Однако и новый лидер быстро осознал исходящую от исламистов опасность и также подверг Ганнуши преследованиям. В 1988 году за подготовку переворота и причастность его организации к терактам он был приговорен к пожизненному заключению.

Однако через год ему удается освободиться и в мае 1989 года приходится уехать из страны. На этот счет были разные соображения. Кто-то говорил о побеге, другие рассуждали о "милости Бен Али", а третьи считают, что на официальные власти надавали британцы, которые и захотели якобы сделать Ганнуши "запасным лидером", дав в 1991 году ему приют. Там он прожил долгих 20 лет. Однако он не стал "тихим эмигрантским постояльцем одной из лондонских гостиниц" и продолжил свою работу как ученый-богослов, выпустив целый ряд трудов о взаимосвязи шариата и демократии.

По словам Ганнуши, последняя не является идеологией, а лишь инструментом для избрания властей, а также их контроля и постепенного смещения. А раз так, то демократия должна ужиться и с исламом.

С этими идеями он и вернулся в январе 2011 году как триумфатор на Родину, где к нему относятся по-разному — от обожания до ярого неприятия как со стороны ревнителей светского образа жизни, так и со стороны салафитов.

Поводов для критики у него достаточно. Одни вспоминают, что рядящийся в демократические тоги Ганнуши когда-то не гнушался присутствия в своей организации боевого крыла, отметившегося в вооруженных вылазках против властей.

Другие указывают на то, что никто не даст гарантии, что отказывающийся сейчас на словах от шариата Ганнуши не захочет его ввести потом.

Третьи критикуют его по "женскому вопросу". Заметим, что его идеи вроде бы не ущемляют женщин. Напротив: исламист Ганнуши заявляет себя как поборник равноправия мужчин и женщин! Он указывал, что их права гарантированы исламом и что незачем мусульманкам увлекаться западным либеральным феминизмом. Однако здесь у него есть противоречие, поскольку он явно не отрицает подчиненного состояния женщины в исламском обществе и многоженства.

Читайте также: Тунис на распутье: исламизм или Евросоюз?

Почему же Ганнуши рядится в демократические тоги, говоря о том, что не намерен ломать светский режим, против которого он боролся? Он реалист, понимающий, что преждевременная радикальная исламизация может обернуться крахом. В условиях, когда в стране слишком сильны светские устои, с этим нельзя спешить. Так что в этом смысле для него идеально подходит турецкая модель исламизма, при которой Эрдоган выдавливает все светское постепенно, по мере развития экономики страны, но не вперед ее.

А в этом смысле Ганнуши торопиться нельзя. Любое неверное движение может привести к упадку туристической отрасли, которая в той или иной мере кормит более трети населения страны и дает заметную часть бюджетных поступлений. И как следствие — возможное повторение судьбы своего предшественника и дискредитация проповедуемых им идей.

Что же касается его истинных настроений, то своего рода лакмусовой бумажкой может служить отношение к палестинскому вопросу. А здесь Ганнуши проявляет себя во всей красе, заявляя, что ведущая борьбу против Израиля организация ХАМАС делает святое дело по освобождению от сионистов Палестины и "священной мечети Аль-Акса".

Интересно, что сам Ганнуши пока не претендует на политические должности в стране. Впрочем, ему, "амиру" это и не надо. Он "отказывается" участвовать во власти в том числе и потому, что порой быть лучше теневым кардиналом и подставлять под вал критики других, чем рисковать собственной репутацией в столь непростой переходный период.

Как сложится судьба этого 70-летнего политика? Заметим, что с конца 1990-х годов руководство "Эн-Нахды" едва не довело дело до глубокого раскола. Главные разногласия у Ганнуши были со своим старым соратником Абдельфаттахом Муру, которому надоела словесная демократия "амира". Причем с 2005 года его власть в движении оспаривается все сильнее. И нельзя исключать того, что в одно прекрасное время его заменят более радикальной фигурой.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *