Обиженные в детстве птенцы становятся агрессорами

"Круговорот" насилия в птичьих стаях

До сих пор понятие "цикл насилия" применялось в основном к сфере человеческих отношений. Речь может идти о любом насилии — физическом (побои, угрозы), сексуальном (насильственные действия сексуального характера, совращение), психологическом (оскорбления, изоляция, унижение) и даже экономическом (отказ заботиться экономически, необеспечение важнейших базовых потребностей — еды, жилья, одежды).

Как ясно из последнего пункта, жертвами насилия часто становятся дети, неспособные обеспечить и защитить себя сами. Они, увы, идеальная мишень для агрессоров и насильников. Дети не способны постоять за себя, а, проживая с агрессором в одном доме, не могут избежать общения с ним.

Их легко запугать, они редко обращаются за помощью и не знают о своих правах. Более того, ребенку очень просто внушить мысль, что именно такие отношения — норма в человеческом обществе, или "передать" ему ответственность за насилие или агрессию взрослого ("Ты меня спровоцировал").

Читайте также: "Плохие парни" из животного мира

Печальный круговорот насилия вкратце выглядит так. Агрессор — человек, не умеющий справиться со своими проблемами адекватным образом и ищущий, на ком "отыграться". Это может быть человек с сексуальными отклонениями, психически нездоровая и склонная к агрессии личность, или просто тиран, который получает удовольствие от власти над кем-то, кого запугал.

При возникновении проблем в собственной жизни агрессор не справляется с ними конструктивным образом, а "разряжается", проявляя насилие по отношению к своей жертве. "Разрядившись", он нередко испытывает чувство вины и старается ее "загладить": может на время стать добрым и заботливым, обещать "больше так не делать" или, наоборот, обвинять жертву в том, что именно она спровоцировала насилие.

Эта картина в общих чертах повторяется при разных ситуациях насилия, будь то муж, который бьет жену, взрослый, домогающийся ребенка, или родитель, который жестоко обращается с детьми.

Если в качестве жертвы насилия оказывается ребенок, на стадии "заглаживания вины" агрессор (насильник) особенно внимателен к нему. Он заботлив, ласков, дарит подарки, может водить ребенка развлекаться и т. п. Не осознающий смысла происходящего, но желающий быть любимым и принятым, ребенок раскрывается агрессору.

Читайте также: Зверушка терроризирует австралийскую семью

Авторитет взрослых — основа основ детского мира, и предположение о том, что родитель или другой взрослый человек может быть злым и жестоким по отношению к нему, просто разрушит психику ребенка. Защищая свой мир от разрушения, ребенок внутренне начинает оправдывать взрослого и убеждает себя в том, что сам виноват в случившемся. Тем более, что агрессор или насильник всячески укрепляет это убеждение.

Повод для насилия выглядит для ребенка непредсказуемым: за одну и ту же "провинность" он может подвергнуться насилию, а может быть прощен. Это сбивает ребенка с толку, и постепенно у него складывается впечатление, что в нем есть нечто такое, что вынуждает любящих его людей так с ним поступать, что в нем есть нечто злое и разрушительное.

Это убеждение впоследствии заставляет его вырасти в невротичного взрослого, который неспособен справиться с тягостным чувством вины — и с большой вероятностью ведет себя так же, как когда-то поступили с ним: сам становится насильником или агрессором. Так замыкается цикл насилия.

Читайте также: Если "друг" нападает вдруг…

И вот орнитологи обнаружили, что совершенно аналогичные модели поведения встречаются у некоторых птиц. Что и говорить, открытие не из приятных. У крупных морских птиц отряда пеликанообразных — насканских олуш (Sula granti) — родители часто оставляют птенцов без присмотра на земле. Брошенные малыши становятся легкой жертвой взрослых агрессоров, которые специально бродят по берегу в поисках беззащитных малышей. Агрессоры кусают и клюют птенцов, а порой проявляют и признаки сексуального насилия, рассказывает орнитологический журнал EurekAlert.

Птенцы после этих нападений остаются напуганными, окровавленными, у них наблюдается резкий всплеск кортикостерона — первичного птичьего гормона стресса. Возможно, именно частые всплески этого гормона повышают его уровень в целом и на химическом уровне становятся причиной будущей агрессии этих птенцов во взрослой жизни. На поведенческом уровне этот порочный круг выглядит точно так же, как у людей: жертвы насилия вырастают нервными и начинают сами проявлять агрессию во взрослом возрасте.

"Биологические основы в жестоком обращении с потомством остаются спорным вопросом, может быть, отчасти потому, что у животных подобное поведение встречается относительно редко в диких популяциях", — подчеркивают авторы работы. Однако они считают, что жестокое поведение насканских олуш и замкнутость их популяций поможет при изучении взаимосвязи травматичного детского опыта с поведением во взрослой жизни.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Темы жилье