На окраинах Москвы планируется построить 200 храмов эконом - класса

"Храм-конструктор" для спального района

Стоит начать с прискорбной ноты. Сегодня умерла журналистская сенсация. Умерла, еще не успев родиться. Эта неродившаяся "утка" связана с проектом строительства в Москве модульных храмов. В спальных районах столицы сейчас идет работа по возведению "храмов шаговой доступности", которые в отличие от привычных, будут возводиться в течение считанных месяцев.

Строительным материалом будут служить железобетонные панели, газо- и шлакоблоки, обычный строительный кирпич. "Утка" же заключалась в том, что новые храмы вообще не надо будет строить. Их будут надувать насосами, как замки-батуты в детских парках.

Новость о надувных православных храмах естественно оказалась популярной. Ее успели активно обсудить в блогосфере. Сами еще не надутые нигде храмы злые языки окрестили "гундяевками" — "в честь" действующего Патриарха Кирилла (фамилия Патриарха в миру — Гундяев. — Ред.). Предполагалось, что в Москве в скором будущем появится 400 таких "гундяевок".

Читайте также: Луганчан поощрили за веру в Бога

Но, как водится, гора родила тщедушного мышонка. Сенсация, не успев родиться, скоропостижно скончалась. Потому что была дезинформацией. "Утка" насчет надувных храмов в Москве появилась 6 сентября этого года на пятидесятническом портале invictory. Неизвестно, чем руководствовались пятидесятники, но блогеры их "утку" активно перепостили и уже успели обсудить. К сожалению, проверку сенсационной информации многие считают "не царским делом".

Однако стоит поговорить о самих модульных храмах. Принято считать, что эта идея родилась в начале XXI века и принадлежит бывшему мэру столицы Лужкову. О "храмах-конструкторах" впервые активно заговорили в конце лета — начале осени 2010 года. А после отставки Лужкова предполагалось, что проект будет свернут.

Казалось, к этому все и шло. Сразу после того, как бывший мэр покинул свой кабинет, с сайта московского Департамента дорожного строительства убрали проект документа о модульных храмах. Но здесь все оказалось проще. Проект модульных храмов шаговой доступности прошел антикоррупционную экспертизу и был снова запущен. Да и принадлежал, если честно, вовсе не перу бывшего мэра Москвы.

Идея "храма-конструктора" появилась в 90-х годах прошлого века, в кабинетах московской Патриархии. Она была связана с тем, что верующим жителям "спальных" районов Москвы, чтобы помолиться, приходится далеко ездить. Многим москвичам, особенно пожилым, такие далекие "паломничества" даются с большим трудом. Те, кто на машине, терпят пробки, а те, кто ездит на метро — давку и прочие "прелести" подземки. Православному человеку без церковной жизни непросто. В Патриархии занялись решением проблемы.

Одну из идей предложили специалисты Хозяйственного управления Московской патриархии. Храм "спального района" они предложили делать из брусьев или крупных панелей, как это делается в некоторых районах Сибири и Крайнего Севера. Такой храм не требует капитальных земляных работ и возводится за считанные месяцы. Другую идею предложил Российский клуб православных меценатов.

Читайте также: Мандат священнику — не роскошь

Российские благотворители скрестили старые традиции и новые технологии. В результате получился обыденный храм нового поколения. Это сруб из брусьев, пропитанных растворами, предохраняющими от гниения и пожаров, стоящий на железобетонном фундаменте. Брусья скрепляют винтами, пазы между ними заливаются строительной пеной. Храм покрывается кровлей, устанавливаются современные стеклопакеты, возводится иконостас. Обыденные храмы должны собираться за один день. Но практика показала, что такой храм для нужд современной жизни не подходит. Храм в "спальном" районе должен был вмещать около 500 человек.

На данный момент проекты модульных храмов разрабатываются в трех учреждениях — на унитарных предприятиях Моспроект-2 и Моспроект-4, а также в Мастерской №5 МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский институт типовых проектов).

Работа над проектамипродолжается до сих пор. Уже естьготовые результаты. В некоторых "спальных" районах Москвы давно стоят храмы, оборудованные в строительных вагончиках. Их можно увидеть в Строгино, на Кантемировской. Неказистый вид такого храма не отпугивает верующих, а, наоборот, вызывает радость. Даже со слезами на глазах.

Проектом модульных храмов занимается Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви. Основная работа возложена на Фонд "Поддержки строительства храмов города Москвы". Возглавляет Фонд епископ Подольский Тихон, председатель Финансово — хозяйственного управления Московского патриархата.

Анастасия Горшкова, руководитель пресс-службы Фонда, рассказала "Правде.Ру" о сегодняшнем состоянии дел проекта. Прежде всего, она еще раз опровергла сообщение о надувных храмах в Москве:

"Наш владыка, когда слышит подобное, говорит: "Как это осмеливаются люди плевать на небеса?". Даже верующие люди смеют шутить и даже злословить на тему горнего мира. Насчет надувных храмов — это если не шутка, то кощунственное злословие. А в целом, ситуация с проектом такова. Все 200 храмов поделены на три условные очереди строительства. На настоящий момент под строительство выделен 61 участок Из них 19 являются пилотными, и на них уже ведутся строительные работы. Именно на эти пилотные участки и были направлены первые пожертвования. поступившие в Фонд.

Читайте также: Храм XVI века превратили в пивнушку

Когда мы начинали работу, то старались, чтобы в каждом отдаленном районе Москвы было по одному-два храма. Все стройплощадки лично инспектирует сам преосвященный владыка Тихон. Он такой человек, что не довольствуется докладами подчиненных, хочет все видеть своими глазами".

Верующие встречают новые храмы, как уже было сказано, со слезами на глазах. "В Люблино мы видели, что верующие плакали от счастья, что у них есть храм. Скоро поедем в Строгино. Там один храм на 160 тысяч человек. Недавно была перепись населения. По ее данным, большинство жителей России если не являются воцерковленными, то считают себя православными. Естественно, что люди радуются новым храмам. Как только в новый храм назначают батюшку, сразу начинает образовываться приход. Бывает и такое, что только огородили площадку, подогнали экскаваторы, Патриарх благословляет начинать богослужения.

Служим, конечно, не под открытым небом. Где-то ставятся строительные вагончики, где-то — временные часовни. Используем любые возможности, чтобы начинать богослужения. Храма еще нет, а уже есть приход. На юге Москвы есть один из самых крупных подобных приходов. Настоятель тамошнего будущего храма, игумен Алипий, пока собирает людей в здании местной библиотеки. Там проводятся катехизаторские занятия, по возможности, крестят взрослых".

Проект с модульными храмами сразу вызвал неоднозначную реакцию многих архитекторов. Так, известный архитектор Михаил Кеслер назвал храмы, предложенные Моспроектом-3 и МНИИТЭПом "времянками" и "палатками, которыми заполнена вся Москва". Григорий Ревзин, историк архитектуры и журналист, сказал следующее: "У обычных модульных конструкций срок годности двадцать пять лет. Если удастся повысить срок их службы до 75 лет, то другое дело. Тот срок службы, на который мы можем рассчитывать сейчас, для храмов не годится".

Читайте также: Грозненский храм: последние прихожане

В Фонде "Проекта 200 храмов", однако, думают иначе. "Те архитекторы, которые так говорят, явно лукавят. Храм "спального" района Москвы будет отличаться высшей мерой капитальности. "Когда архитекторов не приглашают проектировать храм, то они начинают пыхать злобой. Мне удивительно, как легко эти архитекторы могут бросаться словами. Григорий Ревзин — уважаемый человек, но когда он говорил "50 лет — не годится", то явно лукавил. По строительным нормам 50 лет и выше — это высший класс капитальности. Считается, что здание, которое простоит 50 лет, может простоять и сто, и даже 200 лет. Человечество, в конце концов не застраховано ни от войн, ни от потопов, ни от землетрясений. Григорий Исаакович лукавил, когда говорилпро пятьдесят лет. Он не мог не знать простых вещей", — сказала Анастасия Горшкова "Правде.Ру".

Александр Надысев, один из ведущих архитекторов "Моспроект-2", также настроен оптимистически. По его словам, модульные храмы, которые будут возводиться по эскизам их мастерской, простоят не двадцать пять-тридцать лет, а целых сто лет и отделку каждого храма можно будет делать индивидуальную. "Если прихожанам не понравится вариант с накладными элементами, они смогут выбрать любой фасад, в том числе и традиционный из кирпича и с белыми каменными деталями. Остов из каркаса, сборных бетонных стеновых панелей и бетонных элементов покрытия соберут быстро, а потом отделывайте, сколько хотите", — сказал архитектор "Правде.Ру".

Среди положительных примеров проекта 200 храмов есть и не очень позитивные. Например, еще не построенный храм Кирилла и Мефодия в Ростокино. Мытарства прихожан несуществующего храма начались еще в 2005 году. В том году они официально зарегистрировали свой приход. Затем стали исполнять благословение, данное Патриархом Алексием II: построить в Москве первый храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

Чиновники из СВАО, когда искали для храма место, нашли самое неудобное в районе. Это участок на территории исторического комплекса "Ростовский акведук". На месте будущего храма проходили разветвленные инженерные коммуникации. Вывести эти трубы стоит пятьсот тысяч евро. Но чиновники заверили, что сделают это за счет города, тем самым обнадежили прихожан. А прихожане в свою очередь заказали эскиз будущего храма у Моспроекта-3, подписав с ними договор на 1 400 000 рублей.

У приходского совета были обширные планы. Храм должен был стать социально-культурным центром. В цокольном этаже должен был располагаться дом причта, зал, трапезная, комнаты отдыха, библиотека, крестильная.

Читайте также: Храм мира: спляшем на костях?

И когда оставалось оплатить последний этап разработки проекта, настоятель протоиерей Георгий Ланкин принес новость: вместо обычного храма возведут первый модульный храм в столице. "И вот мы теперь не знаем, радоваться или огорчаться, получается, что все пятилетние усилия прошли даром?!" — недоумевали прихожане.

Протоиерей Георгий Ланкин считает, что решение по строительству храма было принято келейно, исключительно между властями Москвы и Церковью. Мнения самих прихожан никто не спросил.

Благословление Патриарха не обсуждается и раз он сказал делать, надо делать. Я не мастер по строительству, мое дело молиться. С другой стороны, приход — это однородный организм, и не оказался бы этот модульный храм чужеродным элементом в нашем организме, потому что одно дело, когда ты сам строишь храм, контролируешь каждый кирпич, каждый гвоздик. А тут ты примешь храм, а в нем вдруг что-то отвалится, и к кому тогда обращаться?" - сказал протоиерей корреспонденту "Нескучного сада".

Уже цитировавшийся архитектор Григорий Ревзин считает, что Церкви и властям надо было "призвать к проектированию приходы, паству". Его коллега, архитектор Глеб Калюжнюк, ставит вопрос несколько иначе. "Что значит "призвать паству"? Паства может одобрять и высказывать пожелания, но проектировать и строить она не может. В данном случае сверху идет идея о быстровозводимости храмов, а снизу — решение и желание построить быстро, красиво и дешево и на стыке этих движений может родиться что-то ценное. Идеи и эскизы должны были быть представлены на широкое общественное обсуждение. Отсутствие этого обсуждения, закрытое проектирование, без тендеров, кулуарность — самая негативная сторона этого проекта".

Храм не строится по приказу начальства. Он возводится всем миром. Только так он может стать любимым и почитаемым. А как он будет выглядеть — не суть важно. Практика показывает, что и строительный вагончик может оказаться намоленным местом.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить