Кем стать, подскажут новые технологии

Сидите тихо: вам найдут профессию

Для советских ребят вопрос выбора профессии стоял остро, но решался самостоятельно. Когда-то строки "У меня растут года, будет и семнадцать, Где работать мне тогда, чем заниматься?" — знал любой не то что школьник, но даже дошколенок. Сейчас знаменитое стихотворение Сергея Михалкова "Кем быть" уже почти утеряло свою актуальность. По нескольким причинам.

Во-первых, в настоящее время редко кто из детей, (хотя назвать выпускников школ детьми как-то и язык не поворачивается), всерьез задумывается над вопросом своего профессионального будущего. Во-вторых, те рабочие специальности — плотник, столяр, инженер, а также интеллигентная профессия врача, из которых выбирал юный герой Михалкова, нынешнее поколение совершенно не привлекают. Не престижно и не денежно. Лучше податься в экономисты, юристы, в работники нефтегазовой отрасли. Так что факторы статусности, престижности и высокооплачиваемости сейчас являются самыми важными при выборе профессии. А когда-то дети мечтали помогать другим людям…

Читайте также: Что год учебный нам готовит?

Но, даже несмотря на такой движущий механизм принятия решений, как меркантилизм, далеко не все выпускники могут решить, куда податься. Многие подходят к окончанию школы без четкого представления, чем бы им хотелось заниматься в жизни. Те 16-17 летние, которые выпустились в советские времена, уже были сформировавшимися взрослыми людьми, многие после 9-го класса оканчивали училища и получали рабочую специальность. Потом решали, получать или нет высшее образование, поступали на вечернее отделение, параллельно работали.

Среди современных "вчерашних" школьников, безусловно, тоже есть такие, кто самостоятельно выбирает профессию, поступает в вуз на бюджетное место, успевает работать, чтобы не тянуть последние копейки с родителей. Но процент таких ребят явно меньше. А если брать общую тенденцию, то это безоговорочная инфантилизация молодого поколения.

Последние десятилетия в школах стали очень популярны занятия по профориентации. Как правило, их проводят психологи, которые предлагают ученикам ответить на вопросы специальных тестов, нарисовать геометрические фигуры и т. д. А потом на основе полученных ответов предлагают несколько профессий, подходящих для испытуемых.

Читайте также: Студентам-геям — бонус на учебу …

Данные тесты учитывают темперамент, развитость правого или левого полушарий, или, иными словами, гуманитарный или технический склад ума, хобби и другие жизненный интересы ребенка. По такой несложной формуле сложения всех этих данных можно выявить некий ограниченный список профессий, в которых бы конкретный человек мог себя реализовать.

Сейчас такие тесты можно пройти почти на любой ярмарке вакансий, которых в столице проводится больше около десятка в год. Причем эта услуга доступна всем желающим, а не только школьникам. Если вам далеко за 40, но всю жизнь вы чувствовали, что занимались "не тем", а теперь решили переквалифицироваться и, наконец-то, делать то, что вам по-настоящему нравится, то вам обязательно помогут и подскажут.

Однако теперь не только психология, но и технологии будут помогать современным школьникам сделать выбор будущей профессии. Недавно в киевских школах установили специальные профориентационные терминалы. Данный инновационный проект разработан Государственным центром занятости, передают "Комментарии".

Такие чудо-машины подробно знакомят учеников с миром профессий, условиями профессионального обучения, а также основами трудового законодательства, информируют об услугах Государственной службы занятости. Надо отметить, что целевой аудиторией терминалов являются не только сами школьники, но также их родители и учителя, которые тоже сумеют найти в представленных здесь материалах полезную для себя информацию.

Помимо этого, украинцы придумали еще один проект, который, по их мнению, поможет школьникам не потеряться в мире профессий и выбрать для себя самую подходящую. Проект называется очень по-деловому: "Профориентационный деловой дневник школьника". Он был разработан Государственным центром занятости совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта. Украины. Рассчитан такой дневник на учащихся 7-11 классов общеобразовательных учебных заведений. По сути, он выполняет роль обычного школьного дневника, в который учителя ставят оценки, а ученики записывают задания.

Читайте также: Путь к знаниям лежит через гаджеты

Но к обычному — бумажному — у старшеклассников давно утерян интерес. Во-первых, по причине "ненадобности", так как эти дети "итак все помнят", во-вторых, по причине лишнего веса, который приходится таскать "на своем горбу". Он-лайн же дневник ровным счетом ничего не весит — ну разве что в килобайтах, но в граммах — уж точно нет. К тому же, этот дневник в принципе идет в ногу со временем, он технологичен, и это тоже немаловажный момент для современных подростков.

И, наконец, от такого дневника немалая польза родителям — ведь в нем не подотрешь бритвочкой плохие отметки и не замажешь штрихом замечания о непосещении школы, курении под партой и списывании с мобильника на контрольной. Так что вся конфиденциальная и невероятно ценная для родителей информация находится в он-лайн режиме в целости и сохранности.

"Используя "Профориентационный деловой дневник" на протяжении учебного года и выполняя задания и тесты, ученики могут лучше узнать свои склонности к какому-то роду занятий, выбрать себе будущий вид деятельности, много узнать интересного о мире профессий ", — рассказала начальник отдела организации профориентации КГЦЗ Инна Николаевна Мякота.

Она также сказала, что важное место в дневнике отведено теме легализации занятости, которая является актуальной проблемой украинского рынка труда. Так как данное нововведение проходит пока экспериментальны этап, то 90 тысяч киевских учеников получили свои электронные профориентационные дневники бесплатно. Всего же по Украине их было выдано около двух миллионов. По заявлениям службы занятости, себестоимость такого дневника составляет 26 гривен. Но пока учеников не обязуют за них платить.

Помимо этого, разработчики профориентационного дневника учли пожелания ребят по дизайну и контенту их школьного "документа". "Была создана рабочая группа, работавшая над содержательным наполнением этого дневника и в эту рабочую группу входили учащиеся-старшеклассники.

Читайте также: Электронная книга: вредный гаджет или "библиотека в кармане"?

Уже готовые макеты мы носили в школу и показывали детям для того, чтобы они оценили важность, актуальность той информации, которую мы предложили в этом дневнике", — сказала начальник отдела организации профориентации управления организации профориентации и профобучения Государственного центра занятости Инна Анатольевна Бондини.

По ее словам, идея "профориентационного дневника" является оригинальной украинской идеей, аналогов таких проектов в мире не существует. Хотя о том, что эта оригинальная идея уже давно не оригинальна мы можем заявить со всей ответственностью. Например, в одной из московских школ в районе Гольяново подобные он-лайн дневники используются, как минимум, уже лет восемь. Впрочем, украинцы, наверное, говоря о своих авторских правах в данном случае руководствовались поговоркой о том, что все новое — это хорошо забытое старое.

Впрочем, для тех, кто не доверяет "безмозглой машине" и не верит в успешность компьютерных тестов на профопределение, существуют и другие варианты. В последнее время вошла в моду такая профориентационная технология, как профессьянс. В силу того, что в основу данной методики положена игра, ее можно использовать, начиная с 12-летнего возраста испытуемого.

Самым главным психологическим отличием профессьянса от компьютерных тестов, на наш взгляд, является то, что ребенок ощущает свою сопричастность процессу. По сути, основной вывод сделает за него не компьютер, а он сам при помощи психолога. Причем в данном случае уже россияне могут похвастаться оригинальностью идеи — методика профессьянса была разработана профессором Н.С. Пряжниковым на основе идей доктора психологических наук, профессора Е. А. Климова о формуле профессий.

Если даже не погружаться в этимологию названия, то ассоциативная связь с пасьянсом в этом слове очевидна. И это, конечно, неспроста. "Профориентируемому" дают 45 цветных карточек, тематически разделенных на пять групп — по характеристикам профессиональной деятельности:

— Цели труда;

— Предметы труда;

— Средства труда;

— Условия организации труда;

— Особые специфические условия труда.

Дальнейшая задача испытуемого проранжировать эти карточки в каждой из предложенных групп — от того, что вызывает больший интерес, к тому, что вызывает наименьший или не вызывает вовсе.

Читайте также: Старая школа по новым правилам

Когда картинка, или, так называемая "молекула профессии", уже "нарисовалась", то психолог начинает вместе с испытуемым расшифровывать ее формулу. Это происходит всегда вместе с человеком, раскладывавшим по полочкам свою идеальную профессию, потому что все ассоциативные связи, которые "помогли" испытуемому сгруппировать карточки, в любом случае, очень индивидуальны. Здесь не может быть никакой универсальности, несмотря на весьма ограниченный набор картинок.

Впрочем, вряд ли стоит считать, что подобные методы являются панацеей для тех, кто за 16-17 лет учебы, так и не сумел понять, к какой профессии у него есть склонности, интерес и просто, что говорится, лежит душа. Может быть, лучше не пропагандировать в подростковой среде новомодные профориентационные веяния, а научить детей просто прислушиваться к самим себе, выявлять свои таланты, склонности и развивать их.

Автор Любовь Головина
Любовь Головина — редактор, журналист, работала в группе выпуска Правда.Ру *