Почти забытая история православия в католической Чехии

Почему в католической Чехии чтят православие

Чехия — одна из самых популярных у российских туристов страна. Она исторически принадлежит к западно-христианскому, католическо-протестантскому миру. Сегодня славянское государство в центре Европы — одно из самых нерелигиозных в мире. Тем не менее, на его территории течет достаточно бурная православная жизнь, имеющая довольно глубокую историческую основу.

Хотя православное христианство никогда не было господствующей религией на территории Чехии, именно в ней началась работа по созданию славянской азбуки. В 863 году по приглашению князя Великой Моравии (ныне область Моравия — восточная часть Чешской Республики) Ростислава в его страну прибыли святые равноапостольные братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Именно в Моравии началась работа по созданию славянской азбуки — пока еще не кириллицы.

Однако до конца IX века ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии, направившись в Болгарию, Сербию и на Русь. В итоге кириллица родилась в Болгарии, славянская азбука закрепилась в странах, принявших христианство по восточному, православному образцу. Созданное на обломках Великой Моравии в конце IХ веке Чешское королевство изначально было католическим, в церковном плане долгие века подчиненным немецким епископам, а в политическом — Священной Римской империи.

Читайте также: Русское православие на галльской земле

Тем не менее, память о Кирилле и Мефодии хранилась среди чешских монахов долго и бережно. Так, вплоть до начала XII века в Сазавском монастыре сохранились богослужения на славянском языке, хотя правила католичества предписывали вести их только на латыни. Многие местные монахи со временем изучили и глаголицу, и кириллицу. До сих пор на многих чешских католических (!) храмах видны надписи, сделанные глаголицей. А памятники Кириллу и Мефодию стоят во многих чешских городах, день славянской письменности является в современной Чехии памятной датой.

В середине XIV века Чехия во многом благодаря протекции императора Священной Римской империи (и одновременно чешского короля) Карла IV получила собственную, независимую от немецких епископов епархию. Одновременно в Праге открылся Эмауский монастырь, куда поселили блестяще знавших кириллицу и славянское богослужение монахов из Хорватии. В итоге монастырь получил второе характерное название "На Слованех". Хотя он оставался католическим, богослужение в нем шло на славянском языке — как в православных странах.

В XV веке Чехия, благодаря деятельности проповедника Яна Гуса, стала центром восстания против засилья Католической церкви. Воевавшие с Римом и католическими королями последователи Гуса основали собственную церковь, Чехия фактически стала первой некатолической страной Центральной и Западной Европы. Русские историки-славянофилы XIX века считали, что Гуситская церковь представляла собой возврат чехов к православию…

Это утверждение являлось преувеличением — гуситы никаких лозунгов по возвращению к православию изначально не выдвигали. Тем не менее, контакты с Константинопольским патриархатом у них возникли в 1451-1453 годах. Чехам пообещали прислать православных священников, но не случилось. Константинополь пал, гуситысблизилисьснемецкими протестантами, письменный чешский язык сложился наоснове латинского алфавита, и даже о намеках на православную жизнь в Чехии вплоть до XIX века говорить не приходилось.

Контакты с Россией деятелей чешского национального движения, недовольных положением своего народа в рамках Австрийской империи, начались с конца XVIII века. Массовых переходов в православие ни образованной части чехов, ни, тем более, простого народа не случилось, но православная жизнь в Чехии постепенно ожила. Переломным в этом смысле стал 1848 год, когда в Праге состоялся Славянский съезд, куда приехали представители славянских народов Австрийской империи — в том числе, православные сербы и закарпатские русины.

В рамках съезда 4 июня 1848 года сербские священники совершили Божественную литургию на церковнославянском языке близ одного из символов Праги — статуи короля Вацлава на одноименной площади. Толчок для развития православия в Чехии был достаточно мощный. В 1870 году 12 чехов решили принять православие, ради чего приехали в Александро-Невский собор Петербурга. Спустя четыре года в Праге состоялось освящение русского Храма Святого Николая на Староместской площади. Австрийские власти его открытию не воспрепятствовали, но пышность богослужения ограничили.

Читайте также: Униат, погибший за православие

Самым большим успехом православия можно считать переход в него 27 тысяч чехов, переселившихся на входившую в состав России Волынь в 1867 году. Часть их потомков жила на новой родине вплоть до революции 1917 года. Некоторые переселились в Чехию уже после Второй мировой войны, отдельные — уже после развала СССР. Сегодня многие потомки волынских чехов говорят по-русски и продолжают ходить в православные храмы. Правда в наши дни постепенно русский язык и православную веру они теряют.

Но то на Волыни. В самой Чехии успехи православия были скромнее. На рубеже XIX-ХХ веков появились русские храмы в Карловых Варах (Карлсбаде) и Марианских Лазнях (Мариенбаде). Однако их прихожанами были преимущественно русские, приехавшие отведать знаменитой лечебной воды этих мест. В частности, храм в Карловых Варах посещал лечившийся там Антон Павлович Чехов. Что касается самих чехов, то, по переписи населения Австро-Венгрии 1910 года, всего в Чешских землях насчитывалось 1063 православных.

Впрочем, небольшое количество православных чехов компенсировалось их "качеством". Австрийские власти считали интерес к православию признаком "панславизма" и "русофильства", многие за это пострадали. Например, чудом избежал смертной казни сидевший в австрийской тюрьме будущий первый премьер независимой Чехословакии Карел Крамарж. Женатый на русской красавице Надежде Абрикосовой, он был сторонником Федерации славянских народов под скипетром Романовых и в итоге принял православие.

В 1918 году на развалинах Австро-Венгрии возникла независимая Чехословакия, а спустя несколько лет Прага превратилась в один из главных центров русской эмиграции. Вместе с переездом на чешскую землю тысяч русских православная жизнь западнославянской страны достигла своего пика. Но это уже отдельная тема, относящаяся не только к истории Чехии, но и к истории русского зарубежья.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить