Язык до политики доведет

В Казани разгорается скандал, связанный с изучением в школах русского и татарского языков. Ему пытаются придать политическую окраску, хотя налицо обычный конфликт интересов.

В республике прошло уже несколько митингов родителей, озабоченных тем, что русский язык в школах Татарстана преподают в меньшем объеме, чем в среднем по России. Это действительно так: по подсчетам Общества русской культуры республики школьники только младших классов "недобирают" до 600 часов русского ежегодно. При этом в юридическом смысле слова русский детям всех национальностей преподают не как родной язык. Потому что в программах минобразования графа "родной язык" только одна и ее в Татарстане занимает татарский, которого преподают ровно столько же часов, сколько и русский.

Для бинациональной республики (русских в Татарстане примерно столько же, сколько татар - 45 процентов) равное преподавание двух языков - абсолютно нормально. Дети, изначально знающие два языка, тем более - относящихся к разным языковым группам - имеют гораздо больший кругозор и легче, чем их одноязычные сверстники изучают любые другие языки. Это научно установленный факт.

Но не надо проводить никаких специальных исследований, чтобы утверждать, что выпускники школ Татарстана - как русские, так и татары - менее конкурентоспособны при поступлении в ВУЗы даже в самом Татарстане, не говоря про московские или питерские университеты. Результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане хотя и незначительно (примерно на 1,5 процента) но ниже, чем среднероссийские показатели. Но стоит престижным ВУЗам, тому же МГУ, ввести дополнительный тест по русскому языку, как разница в уровне его знания школьниками из Татарстана и других регионов станет гораздо более явной.

Проблема, естественно, не только в поступлении в ВУЗы - русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации и знать его, желательно хорошо, должны все без исключения граждане страны.

Однако татарский язык тоже является вторым государственным на территории Татарстана. Так же, как в Башкирии - башкирский, в Якутии - якутский и т. д. И дети также обязаны его знать, особенно те дети, для которых этот язык является родным.

Разделение детей по национальному признаку - когда русские идут на урок русского, а татары на урок татарского - невозможно. В этом случае русские не будут изучать татарский, а татары - русский. По той же причине невозможно и разделение школ на русские и татарские. Помимо всего прочего, это приведет к проблемам в межнациональном диалоге и взаимопонимании, которые ни в Татарстане, ни в какой другой республике точно никому не нужны.

То есть налицо конфликт интересов, который должны совместно ликвидировать федеральное министерство образования и региональные органы власти. Им предстоит решить непростую математическую задачу: как сделать так, чтобы русского языка в Татарстане преподавалось столько же, сколько в других регионах, не увеличивая при этом общее предельно допустимое количество учебных часов.

Но этой проблеме, имеющей, еще раз подчеркнем, исключительно управленческий характер, многие в республике - как с той, так и с другой стороны - пытаются придать политическую окраску.

С одной стороны, в истерики впадают забытые, казалось бы, со времен лихих "суверенных" 90-х общество татарской молодежи "Азатлык" (в переводе на русский - "Свобода") и другие националистические организации, с другой - краски сгущает Общество русской культуры.

Стоит заметить при этом, что Татарстан был первой российской республикой, где всерьез и поначалу на повышенных тонах, заговорили о проблемах межнациональных отношений. Но он же стал и первой национальной республикой в составе России, в которой общество пришло к консенсусу. Нет ни одного факта, говорящего о том, что в республике притесняются русские (или наоборот - татары). Напротив, в Татарстане политкорректность носит иногда даже чрезмерные формы - не до такой степени, как в США, но похоже.

Например, никто бы не осудил Минтимера Шаймиева, если бы он, отойдя от дел, занялся восстановлением древней столицы Волжской Булгарии - Булгара. Но он - в рамках обычной татарской политкорректности - одновременно восстанавливает и древний православный Свияжск, построенный, кстати, Иваном Грозным, как форпост для взятия Казани. А проблемой возвращения на родину из Ватикана самого древнего списка Казанской иконы Божией Матери занимались (успешно) бывший мэр города Камиль Исхаков и советник президента республики Рафаэль Хакимов, которого многие считают татарским националистом.  

Кому и зачем понадобилось сейчас нагнетать напряжение в республике - неясно. Проблему с русским языком надо решать. Но политика здесь совершенно ни при чем.

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить