Что совершает Православная Церковь 14 августа

14 августа. Не нужно освящать мак

Каждый год 14 августа можно увидеть людей, стоящих под храмом с маком в руках. Логика этих прихожан следующая: в церкви всегда что-нибудь да освящают, а раз сегодня "маковей", то, следовательно, надо освящать мак. Что это — церковная традиция или псевдоблагочестивый народный обычай? Что на самом деле совершает Православная Церковь 14 августа?

В этот день в богослужебном календаре указаны два основных события — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и память святых мучеников Маккавеев. Первое из них имеет греческие корни. В Византии пик заболеваемости инфекционными болезнями приходился на август, поэтому "издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

Вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) из царской сокровищницы выносили найденный святой равноапостольной царицей Еленой Крест, на котором был распят Христос, и клали его на престол церкви в честь Святой Софии — Премудрости Божией. Там он находился до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В русской богослужебной традиции этот обычай трансформировался в вынос креста на середину храма для поклонения верующих. Утром 14/1 августа до или после литургии совершается малое освящение воды.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова. В то время Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 году до Рождества Христова Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне. Евреев, которые отказывались в этом участвовать, преследовали.

Читайте также: Успенский пост — короткий, но строгий

Девяностолетний старец законоучитель Елеазар был судим за приверженность к Моисееву закону. Он с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Их судил в Антиохии сам царь Антиох Епифан. Мученики бесстрашно признали себя последователями Истинного Бога и отказались принести жертву языческим богам. Старший из юношей, дававший первым ответ царю от имени всех семи, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери. Еще пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил Соломонии склонить мальчика к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать отказалась от этого. Мальчик решительно отклонил уговоры царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

В этом же году в Иерусалиме вспыхнуло вооруженное восстание. Его началом стало убийство священником Маттафией еврея, принесшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Во главе этой армии стал его третий сын Иуда, талантливый военачальник.

В самом начале восстания Иуда получил прозвище Маккавей. Чтобы объяснить его значение, выдвигалось несколько версий. Согласно наиболее распространенному предположению, это имя восходит к арамейскому "маккаба", что означало "молот" — в знак признания отваги Иуды в битвах. Также возможно, что имя Маккавей является акронимом одного из стихов Торы и переводится как "Кто подобен Тебе, Всевышний!".

Евреи получили независимость от Селевкидов. Храм, оскверненный языческим идолослужением, был очищен и освящен. В повстанческой войне Иуда Маккавей погиб, но его дело продолжили его братья, которых тоже стали называть Маккавеями. Позднее это прозвище распространилось на всех защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана — в том числе и на мучеников Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла, память которых празднуется 14 августа. Обо всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии.

В богослужебных текстах 14 августа можно найти призывы быть такими же твердыми в исповедании своей веры, как мученики Маккавеи, иметь такую же крепкую надежду на Бога. Призыва освящать мак там нет. Этот народный обычай, возникший из-за созвучия слов "мак" и "Маккавей", еще имел какой-то смысл, когда мак рос у каждого во дворе. Принести в храм первые плоды нового урожая чего бы то ни было, освятить их, угостить ими кого-нибудь — такая практика в христианстве есть. А вот практику покупать определенный продукт в определенный день, нести его в храм и придавать этому действу какое-то мистическое значение христианской назвать затруднительно.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *