Женщины обречены на вечный проигрыш

Казалось бы, феминистическое движение существует столько лет, что уже должно было полностью уравнять женщин и мужчин в правах.

Однако же этого до сих пор не произошло. Анализ экспертов показал, что даже сегодня общество отказывается рассматривать женщин как лидеров и прекрасная половина человечества продолжает страдать от гендерных стереотипов.

Большинство из нас слышали эту загадку: ночь, отец с сыном едут в машине по плохо освещенной дороге. Вдруг под колеса машины выскакивает олень, капот всмятку, у сына разбита голова. Отец ловит попутку и едет с сыном в больницу. Ребенку назначена срочная операция, но хирург, взглянув на него, отшатывается и произносит: "Я не могу. Это мой сын". Вопрос: как такое могло случиться?

Варианты довольно предсказуемы. "Водитель был его отчимом?" — "Нет". "У мальчика два папы! Они геи!" — "Интересный вариант, но нет". А правильный ответ довольно прост: хирург — мама мальчика.

Да, сегодня женщины могут занимать ключевые посты, как, например, Ангела Меркель и Хиллари Клинтон, но общественное мнение практически не меняется вот уже несколько веков: им упорно отказывают в праве на лидерство.

Читайте также: Гендерная революция отменяется

Возьмем как пример такую демократическую страну, как США. На сегодня более половины рабочих мест в Америке занимают женщины. Их зарплата составляет 77 процентов от зарплат мужчин, работающих на тех же должностях. У цветных американок она и того меньше. Не удивительно, что на всех уровнях рынка труда полным-полно обиженных женщин.

Порядка 40 процентов учащихся элитных бизнес-школ — девушки, и им особенно трудно продвигаться по карьерной лестнице: по результатам исследования некоммерческой организации Catalyst в 60 американских топ-компаниях из 500 нет ни одной женщины-директора. Еще в 136 компаниях женщины не входят в пятерку руководителей, а в 26 — в исполнительную дирекцию.

Метаанализ Северо-Западного университета в США показал, что даже сегодня, в 2011 году, женщин рассматривают как кого угодно, только не лидеров. Первые данные по этому вопросу датированы еще 1973 годом.

Будь тема исследования иной, исследователи смогли бы проследить, как со временем меняется отношение людей к тому или иному явлению, но в том, что касается главенствующего положения женщин, мнение респондентов, что тогда, что сейчас, осталось практически неизменным.

Читайте также: Женщины — существа второго сорта?

Деловые женщины страдают в основном от двух общественных предрассудков. Во-первых, их считают менее квалифицированными специалистами, а во-вторых, если женщина проявляет "мужские" черты характера, ее начинают считать самонадеянной выскочкой.

Такая реакция на женщин-лидеров отражает гендерные стереотипы. По результатам предыдущего исследования выяснилось, что "управленческие" качества респонденты приписывают в основном мужчинам, тогда как женщинам достались "общественнические". Поэтому ничего удивительного в том, что начальником, по разумению большинства, должен быть представитель сильного пола, нет — иначе шаблон начинает трещать по швам.

Впрочем, крошечный луч надежды для амбициозных представительниц слабого пола все же есть. Алиса Игли, профессор психологии и одна из соавторов исследования, замечает: "Женщин должно воодушевить то, что общество уже не видит на руководящей должности исключительно мужчин.

Это определенный прогресс, поскольку женщинам становится проще достичь высот в карьере". Но реальность такова, что на даму, твердо стоящую на своем посту, все равно смотрят, как на стерву. Других вариантов нет.

Хиллари Клинтон это очень знакомо. В ходе выборов 2007-2008 годов казалось, что она ничего не может сделать правильно. Когда однажды она расплакалась, общественность сразу же задалась вопросом: а годится ли вообще такая нюня на руководящую должность? Стоило же Хиллари проявить стойкость и силу, как ее сразу назвали холодным озлобленным роботом.

Читайте также: Женщины обид не забывают

"От женщин, особенно от таких, как Хиллари, ждут, что они станут хорошими руководителями, — поясняет Игли. — Они должны быть по-мужски напористыми, конкурентноспособными и сильными, а с другой стороны — по-женски дружелюбными, сострадательными и обходительными. Совмещение этих качеств требует сноровки эквилибриста".

Что можно сделать в такой ситуации? Да ничего сверхъестественного — просто продолжать заниматься своим делом и делать его добросовестно. Несмотря на существование двойных стандартов, в том, что касается женщин на высших постах, лучшим вариантом будет не давать себе послаблений, списывая промахи на "я же женщина".

Эксперты Всемирного экономического форума считают, что ведущие компании не в состоянии извлечь из женской половины персонала всю выгоду. В итоге женский талант пропадает впустую.

При этом проведенное еще четыре года назад исследование McKinsey & Co. показало, что компании, в которых работает не менее трети женщин-руководителей, оказываются более успешными, чем те, где все руководство носит штаны: представительницы слабого пола более склонны принимать коллегиальные решения и думать о последствиях своих действий.

Кроме того, женщины более щепетильно относятся к клиентам, тщательнее планируют дела, лучше расставляют приоритеты и сильнее сосредоточены на результатах. Это не значит, что у мужчин-менеджеров эти качества отсутствуют — просто на макроуровне это все-таки прерогатива женщин-руководителей.

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *