Не прекращаются споры о том, кто же такая была Мария Магдалина

Мария Магдалина — спутница Иисуса

Споры о том, кто же такая была на самом деле Мария Магдалина, не прекращаются по сей день. В Средневековье на историю ее жизни перенесли историю Марии Египетской. Согласно другой легенде, у Марии и Иисуса была интимная связь и даже общий ребенок. Сомневаться не приходится лишь в одном, что Сын божий и Мария Магдалина были близки по духу.

Одним из самых популярных женских имен, встречающихся в Евангелии, является "Мария". Арамейское имя "Марьям" ("Мириам" на иврите) было широко распространено среди евреев, живших в Палестине в I веке нашей эры. Это имя носила и сестра Моисея, поэтому назвать так новорожденную девочку считалось хорошим знаком. Арамейская Мариам позже стала греческой Марией, а затем и английской Мэри. Чтобы люди могли различать тезок, в ход шли географические названия. Вот почему к имени "Иисус" (Джошуа в арамейском варианте) добавляли "из Назарета". И вот почему мы знаем Марию, мать Иисуса, Марию из Вифании и Марию из Магдалы, или Магдалину.

Тогдашние обычаи предполагали, что женщины должны находиться под покровительством мужчины — будь то муж, отец или брат. Мария Магдалина же не была привязана ни к одному из вышеперечисленных. Поэтому, когда Иисус сказал, что у блудниц больше шансов попасть в Царство Божие, чем у тех, кто противостоит ему (Мф. 21:31), многие восприняли это как указание именно на Магдалину. В Средневековье эту идею взяли на вооружение и развили ее. На историю жизни Марии Магдалины перенесли историю Марии Египетской (Mary of Egypt), а ей самой приписали путешествие в Иерусалим, а затем — на юг Франции, куда она добралась на судне, ведомом ангелом. Там она жила в пещере, левитируя во время вознесения молитв, и скончалась 22 июля.

Читайте также: Выстоять вместе с преподобной Марией

Согласно другой легенде, Мария была наложницей Иисуса. Так, по крайней мере, заявляли катары — члены христианской секты, ставшие целью "внутреннего" крестового похода, объявленного Папой Иннокентием III. Его ревностные палачи уничтожили целый город Безье за подобное оскорбление в адрес Магдалины. Резню учинили 22 июля 1209 года. Тем не менее, идея о том, что у Марии и Иисуса была связь, оказалась живучей. Пьер Плантар, правый претендент на пост президента Франции, после Второй мировой попытался доказать, что Мария родила ребенка от Иисуса. В подтверждение своих слов он представил пергаментные документы, хранившиеся в Национальной библиотеке, но позже выяснилось, что это была искусно сработанная подделка. Позже Дэн Браун взял эту историю за основу своего бестселлера "Код да Винчи".

История есть форма воображения — ее сила заключается в приоритетной оценке доказательств и отказе подчиняться предвзятому мнению о том, какими должны быть результаты. Одна-единственная женщина, Мария Магдалина, оказалась сильнее всех выстраиваемых мужчинами версий, которые царили с момента начала критики Иисуса до Нового времени, когда Магдалину изображали в подчеркнуто сексуальной манере.

Читайте также: К их любви судьба не была благосклонна

Магдалина — единственный человек, упомянутый в Евангелиях, из которого Иисус изгнал семь бесов (Лк. 8:2). Во время этого обряда Иисус посвятил Марию в свое понимание экзорцизма. Для него люди сами по себе были такими же чистыми, как и Адам с Евой, только-только сотворенные Создателем. Если же человек стал нечистым, то произошло это не из-за контакта с чем-то грязным, а из-за смятения духа, что и пробудило в нем желание осквернять все вокруг и причинять окружающим вред. Мария поняла это лучше остальных, и неслучайно самые подробные истории об экзорцизме связаны с окрестностями Магдалы, где Мария несла Знание как при жизни Иисуса, так и после его смерти.

Помазание стало "печатью", закрепляющей ритуал. В Евангелии от Марка (6:13) сказано, что, когда ученики Иисуса начали помогать страждущим во имя Его, "они изгнали многих бесов, и мазали маслом многих, кто был болен, и исцелили их". Когда Мария помазала Иисуса незадолго до его смерти, ученики разгневались на нее (Марк 14:4-5). Но Иисус объяснил им смысл ее действий. Помазание усопших было в традициях иудаизма, и Иисус понял, что обряд, совершенный Марией, стал связующей нитью между духовным исцелением нуждающихся в Галилее, где прошла большая часть жизни Иисуса, и его возможной казнью в Иерусалиме.

Как жизнь может быть озарена присутствием Духа, так и смерть может быть свидетельством Божественного присутствия. Понимание того, что страдание также свидетельствует о Божественном присутствии, пришло к Иисусу через помазание, и он упомянул об этом обряде в своем послании. После смерти Иисуса в завершение своего послушания Мария вместе с другими женщинами направилась к его гробнице. Там она стала свидетельницей его воскрешения. "Он вознесся, его здесь нет", — говорит ей ангел (Марк 16:6), а сама Мария видит, как дух Иисуса отделяется от его плоти. Именно это видение и "определило" Иисуса в Царствие Небесное, поскольку пустую гробницу Мария так и не увидела.

Вопрос о том, была ли у двух одиноких людей, Марии и Иисуса, сексуальная связь, видимо, так и останется без ответа. Но то, что в духовном плане между ними была близость, так же очевидно, как и то, что начатая ими практика существует и в наши дни.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить