На что имеет право пассажир задержанного рейса?

Взлет не по правилам: как выйти победителем?

Современный мир стал очень мобильным — большинство людей не только путешествуют (хотя бы два раза в год во время отпуска), но и постоянно ездят в командировки. В особенности это касается жителей мегаполисов. Соответственно, наибольшей нагрузке подвергаются транспортные узлы именно крупных городов. В основном, проблема касается аэропортов, так как задержки поездов — явление крайне редкое. К сожалению, с этой нагрузкой многим авиаперевозчикам не удается справляться бесперебойно.

Причин задержек рейсов множество: это могут быть форс-мажорные обстоятельства, метеорологические условия, неисправность воздушного судна и даже обыкновенные птички. Иногда птицы залетают в салон самолета, и рейс откладывается до времени, когда пернатого захватчика судна удается "ссадить" с самолета; иногда птицы разбивают стекло в кабине пилота и приходится ждать замены стекла новым: а иногда попадают при взлете в двигатель судна.

Читайте также: Отпуск в аэропорту по предписанию Росавиации

Однако пассажирам, по большому счету, не интересны причины, по которым задерживается рейс, их волнует сам факт задержки. Ведь у каждого из вылетающих тоже есть причины, чтобы вылететь вовремя, так же как у перевозчика есть причины, чтобы рейс задержать. Причем дело не столько во "вредности" пассажиров, которые, бывает, и целый бунт поднимают в аэропорту, но скорее в неотложности дел, требующих немедленного вылета. Этот перечень, как и перечень причин задержек, можно перечислять до бесконечности: важная деловая встреча, на которой собравшиеся семеро не будут ждать одного; похороны, свадьба, вылет другого самолета/поезда (если человек летит с пересадкой или добирается сложным комбинированным маршрутом) и т. д. В этой ситуации понять можно каждого. И если повлиять на ход событий обычный человек не может (разве что одним авиабортом с вами должен был вылететь экстрасенс), то скрасить вынужденные часы ожидания и обеспечить себя всем необходимым на это время ему под силу. К тому же, все жизненно важные услуги, которые должен предоставить авиаперевозчик своим пассажирам, прописаны законом.

По материалам ИА "Клерк.Ру", компания-перевозчик должна выполнить следующие обязательства перед своими клиентами в случае переноса времени авиарейса на более позднее. В соответствии с требованиями пункта 99 ФАП (Федеральные авиационные правила) должно осуществляться:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;

  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;

  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

  • организация хранения багажа;

  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов.

Кроме того, в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ, пассажиры в досудебном порядке могут взыскать с перевозчика штраф при составлении претензии прямо в аэропорту пункта отправления или пункта назначения. Причем, согласно положениям статьи 126 Воздушного кодекса РФ, при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

Сумма штрафа составляет 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы. Однако взыскать с компании штраф вам не удастся в том случае, если задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, необходимостью устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

И здесь возникают еще два вопроса. Первый — что же считать обстоятельством непреодолимой силы, ставящим крест на денежном возмещении морального вреда пассажирам. И второй — если все-таки виноват перевозчик, то как нужно действовать пассажиру, чтобы получить деньги за свои мучения.

Оба ответа зафиксированы законодательно. Согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса, к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например, на оплату топлива), а перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Что же касается получения компенсации, то для этого необходимо подать в авиакомпанию претензию, приложив к ней копии следующих документов: авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса (или справки, заверенные представителями авиакомпании или аэропорта), кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан возместить, сообщает сайт www.airlines-inform.ru.

Претензионное заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом и лучше с полной описью приложенных документов. Перевозчик обязан принять решение по вашему претензионному заявлению в течение 30 дней.

Копию претензии, а также доказательство ее отправления лучше сохранить. Они вам пригодятся в случае подачи иска в суд. Необходимость в этом может возникнуть, если ваше обращение проигнорируют либо если виновники откажутся компенсировать понесенные расходы. Пакет документов для подачи в суд должен включать в себя следующее: исковое заявление, копию проездного документа (билета) с отметкой о задержке вылета (отмене рейса), счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д., а также письменную претензию в адрес авиакомпании и ответ ее представителей.

При этом важно помнить, что ваши претензии к отечественной авиакомпании, задержавшей вылет на внутреннем рейсе, будут приниматься в соответствии с российским законодательством. То же самое касается заграничных перевозчиков, провинившихся на нашей территории. Если же авиакомпания отложила рейс за пределами нашей территории, разбирательства будут проходить по законам той страны, где произошла задержка, вне зависимости от того, зарубежная это авиакомпания или отечественная.

На территории стран Евросоюза взаимоотношения пассажира и перевозчика регулируются Положением № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно этому документу, авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию за задержку рейса, размер которой зависит от расстояния отложенного перелета и времени задержки. Таким образом, выплата за двухчасовую задержку рейса, совершаемого в пределах одного континента, будет существенно отличаться от такой же задержки при трансконтинентальном перелете.

Читайте также: Росавиация наносит удар по непунктуальным перевозчикам

Но, помимо разделения перевозок на рейсы внутреннего и международного назначения, существует еще классификация на чартерные и регулярные рейсы. От обычных регулярных перелетов, которые выполняются компанией-перевозчиком на круглогодичной основе по фиксированному графику, чартерные перевозки осуществляются на принципах особого договора между туроператором и авиакомпанией и, как правило, не имеют фиксированного графика вылетов (с точностью до трех-пяти часов). У пассажира задержанного чартерного рейса может возникнуть такой вопрос: кому он должен предъявлять требования по оказанию необходимых услуг и компенсации?

На основании Воздушного и Гражданского кодексов РФ всю ответственность за задержку или отмену рейса несет авиакомпания, независимо от того, чартерный рейс или регулярный. Авиакомпания в любом случае при задержке рейса обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях и выплатить денежную компенсацию. С туроператоров в этом случае взятки гладки.

Несмотря на то, что закон выступает на стороне пассажиров, в действительности нарушения прописанных истин происходят достаточно часто. Сложную ситуацию, сложившуюся в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево" в канун новогодних праздников этого года, помнят многие. Причем не только пострадавшие, но даже те,ктосталлишьтелесозерцателем авиаколлапса. Главным виновником трагедии стало такое аномальное природное явление, как ледяной дождь, обрушившийся на Москву. Однако, что ни говори, но в очередной раз у нас в стране подтвердилась поговорка "Зима наступила неожиданно".

Генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев объяснял задержки с отправлением рейсов проблемами, возникшими у авиакомпании с поставкой специальной жидкости для противообледенительной обработки самолетов. То есть, с одной стороны, задержки вроде как были вызваны метеорологическими условиями, повлиять на которые перевозчик не в силах, с другой, данная ситуация подходит под пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса, который гласит, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относится отсутствие на рынке нужных товаров, необходимых для исполнения обязательств авиаперевозчика. Однако претензии были не только к авиаперевозчикам, но и к самим аэропортам. Так, например, простоявшее обесточенным около полутора суток Домодедово тем не менее принимало пассажиров, хотя, по словам министра транспорта Игоря Левитина, в данной ситуации нужно было закрывать аэропорт.

Читайте также: Ворота в небо стали адом на земле

Многие пассажиры жаловались на отсутствие должного исполнения обязательств со стороны перевозчика, на то, что стоять в очереди за талонами на еду приходилось около трех часов. Все это накалило и без того напряженную ситуацию. В результате представители авиакомпаний были вынуждены скрываться от недовольных пассажиров за "стеной" ОМОНа. Сергей Ильин, писатель и шеф-редактор издания "ВВП" прокомментировал ситуацию так: "Один из блогеров провел расчеты — сколько средств потребовалось бы на то, чтобы обеспечить хотя бы самым необходимым находящихся в аэропорту. То есть, условно говоря, вода, в первую очередь, и, допустим, хлеб. Получились совершеннейшие копейки, и, в общем-то, действительно, это можно было бы обеспечить. То есть, это грандиозный логистический провал и демонстрация некоторого эгоизма и наплевательского отношения к потребителям услуг, которые оказывает аэропорт".

Если новогодний сюрприз от природы и московских аэропортов — уже история "второй свежести", то ситуация с задержкой рейса из-за иркутского губернатора — совсем "свежий" пример нарушения прав пассажиров. Инцидент с задержкой рейса произошел 8 июня этого года. Вылет был отложен на час из-за главы Иркутской области Дмитрия Мезенцева, который задержался в законодательном собрании, где отчитывался перед депутатами. И здесь нужно отдать должное капитану воздушного судна, который настаивал на вылете по расписанию. Собственно говоря, блогеры это должное ему с радостью и воздали, похвалив в виртуальности за человеческое отношение к пассажирам и отсутствие подобострастия. Взойдя на борт, губернатор извинился перед пассажирами. Но, по итогам проведенной транспортной прокуратурой проверки, подобная задержка была признана незаконной. В "Аэрофлоте" заявили, что жалоб в связи с задержкой рейса не поступало. Как утверждают в компании, экипажу частично удалось нагнать задержку, и самолет приземлился в Москве с опозданием только на полчаса.

Читайте также: Самолет "с мигалкой" — наше будущее?

Помимо случаев несоблюдения буквы транспортного закона, продолжают оставаться вещи, не зарегламентированные и не прописанные в перечне прав пассажиров. Приведу один пример из своей практики, хотя думаю, что подобных нарушений десятки, а возможно, и сотни. Два года назад я стала свидетельницей такого случая. Мой рейс, вылетавший из Шереметьева, задержали. Одна из пассажирок была с грудным ребенком, которому требовалось детское питание. К сожалению, подобной услуги не смогли оказать женщине ни персонал компании-перевозчика, ни работницы комнаты матери и ребенка. Единственное, что они могли сделать, — это посоветовать взять такси и доехать до ближайшего магазина в городе. Учитывая стоимость проезда на московских такси, наверное, за такую цену детское питание этой пассажирке покупать еще не приходилось. Так что в аэропортах назрела необходимость не только обеспечивать едой и напитками взрослых пассажиров и детей, но и подумать о "грудничках", которые тоже путешествуют авиатранспортом.

Автор Любовь Головина
Любовь Головина — редактор, журналист, работала в группе выпуска Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить