Москва скоро поедет

Власти Москвы утвердили программу развития транспортной системы столицы до 2016 года. Главным способом борьбы с московским транспортным коллапсом станет развитие общественного транспорта.

Ничего радикально нового — вроде платного въезда в центр или отмены маршруток — в программе нет. Ее смысл в развитии уже имеющейся транспортной инфраструктуры как в смысле увеличения протяженности всех типов дорог, так и увеличении количества и качества того, что по ним ездит.

До 2016 года на реализацию программы будет потрачено 1,5 триллиона рублей. Очевидно, часть этих средств будет выделена из федерального бюджета — одна Москва такие траты не потянет.

В течение четырех лет правительство Москвы планирует построить 474 километра новых дорог. Главным образом это будут развязки и дублеры уже существующих трасс.

Будет построена так называемая Северная рокада, которая перенаправит транспортные потоки с трассы Москва — Петербург с перегруженной Ленинградки на другие улицы. На самой Ленинградке будет реконструирован мостовой переход через Канал им. Москвы и развязка с МКАД.

Боковые дороги общей протяженностью 187 километров появятся вдоль МКАД, будет построен северный дублер Кутузовского проспекта — вдоль Смоленского направления железной дороги. Достроены, реконструированы или дополнены развязками будут Дмитровское, Волоколамское, Долгопрудненское, Новорязанское шоссе и шоссе Энтузиастов, Звенигородский и Новоясеневский проспекты и другие трассы.

Помимо реконструкции дорог и строительства развязок, на всех крупных шоссе будут выделены специальные полосы для автобусов, троллейбусов и такси — на них будет отведено 368 километров дорог. Кроме уже существующих на Волоколамском и Каширском шоссе, такие полосы появятся на отдельных участках Ярославского, Пятницкого, Боровского, Щелковского и Ленинградского шоссе, Ленинградского и Севастопольского проспектов, проспекта Андропова и на улице Липецкая.

Ездить по этим и другим дорогам столицы будет в два раза больше автобусов и троллейбусов, чем сейчас. Программой предусмотрена закупка 5500 автобусов — примерно столько ездят по дорогам столицы и сейчас, 700 троллейбусов в дополнение к 1600 существующим и 300 трамваев (сейчас их 910).

Сергей Собянин поставил точку в давнем споре о том, нужен ли Москве трамвай: рельсы не только не будут ликвидировать, но планируют построить новые маршруты. Решено также не отказываться от монорельса, первую линию которого — от Тимирязевской до улицы Сергея Эйзенштейна — еще при Лужкове проложили в качестве эксперимента. При Собянине будет построена еще как минимум одна монорельсовая дорога — от метро "Теплый стан" до комплекса "Славянский мир".

Глобальные изменения ожидают и Московский метрополитен. Если сейчас протяженность всех его линий составляет 305,6 км, то к 2016 году будет построено еще 87,9 км. Обновлены и дополнены будут практически все ветки метро, включая кольцевую — на ней появится новая станция "Суворовская" с переходом на "Достоевскую" между "Проспектом Мира" и "Новослободской". Впервые московское метро уйдет за пределы города (если к тому времени его границы не расширят) — новая станция "Котельники" фиолетовой линии будет построена в одноименном городе Московской области. Естественно, предусматривается и закупка современного подвижного состава.

Помимо традиционного транспорта, программа предусматривает и развитие не совсем традиционного — от водных такси до вертолетов, однако вряд ли это окажет существенное влияние на транспортную инфраструктуру города.

Возможно, Сергею Собянину удастся сделать то, что не удалось Юрию Лужкову, — включить в транспортную сеть Москвы проходящие по ее территории железные дороги. Во всяком случае, программой это предусмотрено. В 2015 году Малое кольцо Московской железной дороги должно стать пассажирским. В тех местах, где железнодорожные станции и платформы находятся рядом с автовокзалами, станциями метро и другими объектами транспортной инфраструктуры, будет сформировано 52 транспортно-пересадочных узла.

Также читайте: Мы чемпионы: наши пробки — в топе рейтингов

Чтобы управлять всеми этими транспортными потоками, столичные власти планируют внедрить интеллектуальную транспортную систему, включающую в себя "умные" светофоры, реверсивное движение на некоторых участках дорог, изменение скорости движения транспорта (причем где-то ее планируется снизить), оборудование пассажирского транспорта приборами системы ГЛОНАСС. Практически не останется на дорогах и "живых" сотрудников ГИБДД: к 2016 году количество камер видеофиксации увеличится с сегодняшних 150 до 8500.

Сможет ли все это радикально повлиять на транспортную ситуацию в столице? Судя по всему, власти взяли курс на один из очевидных способов решения транспортных проблем: создание преференций общественному транспорту в ущерб частному. Логика понятна: вынудить как можно большее число людей пересаживаться с собственных автомобилей на метро и автобусы. Это общепринятая в мегаполисах практика. (Из этой же серии — запрет маршрутных такси, поскольку вместимость одного автобуса раз в десять выше, чем маршрутки, а места на дороге они занимают почти одинаково.) В том же Лондоне власти делают все, чтобы сделать жизнь автолюбителя в центре города невыносимой.

Но, сказав "а", столичные власти, хотят они того или нет, будут вынуждены сказать и "б", то есть пойти на гораздо менее популярные меры. Планировка Москвы — и об этом говорят все специалисты — такова, что ее транспортные проблемы невозможно решить, не закрывая в той или иной степени въезд частных автомобилей в центр. В преддверии выборов такую роскошь столичные власти себе позволить не могут. Возможно, транспортная программа будет дополнена в следующем году.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *