Москва ларечная

Власти Москвы торжественно объявили об открытии "объекта мелкорозничной торговли нового образца", проще говоря — ларька. Шедевр малой архитектуры расположен в самом центре: возле дома N 8 на Тверской улице. Надежды, что с ларьками будет покончено, пока не оправдались.

Прохожие, включая корреспондентов "Правды.ру" обратили внимание на то, что киоск нового образца принципиально ничем не отличается от киосков старого образца. Разве что выкрашен не кричащей синей или красной краской, а вполне себе интеллигентной бежевой. Да и надпись "Мороженое" протеста не вызывает — ни по сути, ни по дизайну.

Протест вызывает сама идея ларечной торговли, пришедшая к нам из начала 90-х. Мало что так поганит облик столицы, как многочисленные обшарпанные и разномастные палатки, ларьки, киоски и "павильоны", неровными шеренгами стоящие в любом мало-мальски проходном месте. И даже если они станут не обшарпанными и единообразными, краше столица не станет. Надо отдать должное правительству Москвы: оно понимает проблему, о чем мэр Собянин неоднократно заявлял. Правда, в его интерпретации мелкорозничную торговлю надо упорядочивать потому, что она создает дополнительные предпосылки к образованию пробок и препятствует передвижению пешеходов. Это логично, но не исчерпывающе. На самом деле главная проблема ларьков в городе Москве — сам факт их наличия.

Аргументов в пользу объектов мелкорозничной торговли четыре. Первый — удобство потребителя, второй — цены (считается, что в ларьках они ниже), третий — развитие малого бизнеса и рабочие места тех, кто в ларьках торгует и четвертый — развитие бизнеса тех, кто продает свою продукцию в фирменных киосках. Два первых аргумента критики не выдерживают вообще, два вторых — с трудом. Какая такая потребность у москвичей и гостей столицы покупать сигареты, пиво и сникерсы ровно в тот момент, когда им это придет в голову? Что мешает москвичам и гостям столицы дойти до ближайшего магазина? Что касается финансового аргумента, то любой, кто дал себе труд сравнить цены на пиво и сникерсы в ларьке и супермаркете, знает, что в ларьках они выше. А сигареты по закону везде стоят примерно одинаково.

Рабочие места — аргумент посерьезнее. Только в Центральном административном округе Москвы по официальным данным расположено 1 693 объекта мелкорозничной торговли, в том числе 567 киосков, 362 павильона, 289 автокафе и 409 автомагазинов. И это уже после зачистки ларьков, учиненной мэром Собяниным в конце прошлого года. Всего по Москве таких объектов — больше 10 тысяч. Закрой их все, источник дохода потеряют десятки тысяч человек: владельцы, продавцы, мелкооптовые поставщики. Но, с другой стороны, давно ли кому-то встречался продавец шаурмы или киоскер одной из титульных российских национальностей? То есть при ликвидации ларьков количество рабочих мест в столице, естественно, сократится, но Москва и не принимала на себя обязательств создавать рабочие места для иностранных граждан. К тому же рабочие места, конечно, ценность, но не абсолютная — на этом основании "Лужники" так и должны были остаться рынком, а не спортивным комплексом.

А проблему доступа к розничной торговле отечественного товаропроизводителя нужно решать не размножением киосков, а наведениям порядка в торговых сетях. Ведь всяческие "петелинки" и "черкизово" создают киосковые сети по продаже своей продукции не от хорошей жизни, а от того, что сети супермаркетов выдвигают грабительские условия.

Главная же претензия к ларькам лежит не в экономической или социальной сфере, она, не побоимся этого слова, в сфере мировоззренческой. А именно: является Москва одной из европейских столиц, и, соответственно, имеет достойное лицо, или же столица РФ — восточный город, главный смысл которого, главный нерв и место силы являет собой именно базар, и главное из искусств в котором — торговля?

Из этой же серии — чудовищные перетяжки и рекламные щиты (реклама, как известно, двигатель торговли), количество и размер которых давно перешли все разумные пределы. Но эту проблему власти Москвы, кажется, тоже осознали.

Также читайте: Москва в широком смысле

Много ли вы видели еропейских городов с таким количеством киосков и рекламы? Да, газетно-журнальные, да, театрально-билетные, да, фастфуд в специально отведенных для этого местах типа бульваров, скверов и парков. Так против этого, думается, и в Москве никто возражать не станет. Так же, как и против наших родных и с детства любимых киосков "Мороженое".

И много ли, кстати, вы видели европейских городов, где сигареты и пиво не просто продаются на каждом шагу, но еще и красиво расставлены на стеклянных витринах, что само по себе представляет рекламу и того, и другого? И это на фоне борьбы наших властей с алкоголизмом и курением…

Проблему ларьков нужно решать радикальными, а не паллиативными мерами, как это пытается делать правительство Москвы, заменяя старые "объекты" на точно такие же новые и не ликвидируя, а сокращая. Это тот редкий случай, когда надо именно "до основанья".

Уничтожение ларьков само по себе не превратит Москву в европейскую столицу, но хотя бы отчасти снимет с нее тот налет азиатчины, который для Москвы неорганичен, а значит — раздражает.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить