Незрячие показали Собянину потемкинскую деревню Лужкова

Сотрудники московского call-центра, где трудятся более двух тысяч инвалидов по зрению, объявили накануне голодовку в связи с полугодовой невыплатой зарплаты. В четверг мэр Москвы Сергей Собянин распорядился незамедлительно выплатить заработную плату инвалидам и разобраться с работодателем.

Сall-центр был создан в 2008 году при участии правительства Москвы в рамках реализации решения об организации городских сервисных центров для трудоустройства инвалидов по зрению. "Современное предприятие было спроектировано и построено для того, чтобы создать комфортную рабочую среду, где смогли бы максимально эффективно решать задачи информационного обслуживания клиентов. Это уникальный проект, не имеющий аналогов не только в России, но и в Европе", - отчитывалась о проделанной работе мэрия Москвы на своем официальном сайте, добавляя, что "В соответствии с поручением Мэра Москвы Юрия Лужкова в городе будут созданы семь аналогичных центров".

"В настоящее время Центр вышел на режим самоокупаемости и имеет пакет заказов на обслуживание, в том числе федеральных и региональных органов власти", - сообщал также сайт мэрии Москвы. Летом 2010 года Юрий Лужков демонстрировал сall-центр Владимиру Путину. Премьер увиденным остался доволен: "Мы будем применять в России этот опыт, - цитирует Путина сайт московского правительства. - Очень хороший пример работы с людьми с ограниченными возможностями! Хотелось бы, чтобы таких центров в стране было побольше. Ведь известно, что цивилизованность общества во многом оценивается по тому, как оно относится к инвалидам".

О проблемах компании становится известно только сейчас. В апреле 2011 года в "РИА Новости" прошла пресс-конференция руководства call-центра, на которой было заявлено, что "в 2011 году по объективным причинам, в том числе из-за общего финансово-экономического кризиса и смены руководства столицы образовалась неполная загрузка предприятий, в результате чего возникла задолженность по выплате зарплаты сотрудникам". Директора компании, однако, уверяли, что ситуация стабилизируется.

Из других заявлений можно было сделать вывод, что проблемы компании начались после отставки Лужкова и заключаются они в незаинтересованности муниципальных и федеральных органов власти в работе с социально-ориентированным бизнесом. Отмечалось, что только за 2010 г. компания реализовала ряд социальных программ, таких, как горячие линии "Для вас, ветераны", "Единый социальный телефон", также операторы call-центра обслуживали горячую линию Председателя правительства РФ.

Однако еще в феврале 2011 года в сети появилось письмо сотрудников call-центра президенту РФ Дмитрию Медведеву. Видимо, по недоразумению оно было размещено на мало кому известном сайте "Медведеву.ру", который заявляет о себе как о ресурсе "Обращений к президенту", но при внимательном его изучении становится ясно, что это частный проект, декларирующий возможность "публично обратиться к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. с открытым письмом на любую тематику". Сайт честно сообщает, что "письма, требующие официального ответа, необходимо отправлять через официальный сайт Президента России".

В письме говорится, что "динамичному развитию компании препятствует ряд причин". Например, "несмотря на то, что в нашей организации трудятся 2 500 людей с ограниченными физическими возможностями, для которых созданы специализированные рабочие места, нам до сих пор не присвоен статус предприятия, использующего труд инвалидов".

Причем, судя по размещенным там же частным заявлениям, невыплаты заработной платы начались в call-центре еще как минимум в 2010 году. "Уважаемый Дмитрий Анатольевич! - сказано в одном из таких писем. - Я ... (ФИО в обращении указано полностью - ред.) сотрудница Московского общественно-делового центра, трудовой договор №... от 29.10.2010 г., согласно п.9 "размер заработной платы Работника составляет 15443 (пятнадцать тысяч четыреста сорок три) рубля в месяц." Сегодня уже 18.03.2011 г., добросовестно выполняя свои трудовые обязанности зарплату получила всего один раз - 28 декабря 2010 г. в размере 14075 (четырнадцать тысяч) руб. До сих пор жду, когда выплатят... Мой домашний адрес и номер моего телефона есть в организации где я работаю в данное время т.е. в Московском общественно-деловом центре инвалидов".

В апреле 2011 года сотрудники call-центра через портал для людей с ограниченными возможностями обратились с открытым письмом в московское правительство. "Работу нашей организации очень часто освещают средства массовой информации: газеты, журналы, городские и федеральные телеканалы. Информация преподносится в розовом цвете, но на самом деле всё обстоит не так радужно, как это выглядит с фасада", - говорилось в письме.

Инвалиды по зрению сообщали, что вся организация call-центра по непонятной причине разделена на три юридических лица с разными формами собственности - два ЗАО и ТНВ (товарищество на вере). "На практике все должностные обязанности от операторов до административных должностей занимают инвалиды по зрению. Но фактическая должность не соответствует трудовому договору, и вообще, тарифной сетки, как таковой, не существует. Официально по трудовому договору каждый сотрудник оформлен как оператор с окладом 14600 руб. Высшим руководство общественно-делового центра ... грубо нарушаются условия трудовых договоров. Заработная плата выплачивается крайне не регулярно, с большими задержками, которые составляют до полутора - двух месяцев".

В письме также указывалось, что договоры на выполнение отдельных работ с сотрудниками вообще не заключаются, в результате чего "платить, или не платить за нее, решает руководство с барского плеча". Сотрудникам call-центра, которые занимаются привлечением клиентов и которым за каждого нового клиента от заказчика положена премия в 500 рублей, эти деньги не выплачиваются, или выплачиваются не в полной мере - и т.д.

Конечно, пока рано делать окончательные выводы по этой ситуации, но похоже, что столь разрекламированный Лужковым инновационный проект оказался потемкинской деревней. Напрасно директора пытаются выдать за одну из причин кризиса смену городской власти в Москве - ведь вся описанная в открытых письмах структура, система договоров, при которых отсутствовала тарифная сетка, разделение на три юрлица, т.д. - была создана еще при прежнем градоначальнике.

Цель создания call-центра на сайте мэрии Москвы была в 2008 году обозначена следующим образом: "при поддержке государства решить проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации, повышения материального благосостояния и самооценки". Для чего управляющие и финансовые структуры организации были настолько усложнены, почему не были сразу решены элементарные вопросы, вроде присвоения статуса предприятия, использующего труд инвалидов - вопрос открытый. Разбираться с которым придется уже новому московскому правительству.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить