Мельница заблуждений: асассины - не террористы

Наряду с заблуждениями существуют ложные стереотипы, порой облаченные в удивительно красивые легенды. К одной из таких прилипчивых легенд в истории Запада относится сказка о "горном старце" Хасане ибн ас-Саббахе - повелителе вездесущих и безжалостных убийц асассинов. Слово assassin вошло во многие европейские языки в значении "(наемный) убийца из-за угла".

Не только для тех, кто считает, что дыма без огня не бывает, но и просто потому что это очень красивая сказка с восточным колоритом - вначале расскажем собственно миф. Миф - это не голая выдумка, не вполне фантастика, а скорее образец non-fiction. Одно из первых свидетельств, из которого европейские читатели почерпнули сведения о существовании тайного общества ассассинов, принадлежит Марко Поло. Между прочим, отчасти тоже легендарной фигуре.

В книге, написанной от его имени рассказывалось, что в стране Мулект в старину жил горный старец по имени Ала-один. У него был шикарный сад, в котором росли самые прекрасные плоды той земли. Сад окружали роскошные дворцы, обильно украшенные драгоценными камнями и золотом. По каналам текли вино и молоко, мед и вода. Старичок провел кастинг и отобрал самых красивейших девушек и молодых женщин, которые лучше других могли петь и танцевать.

В "Книге Марко Поло" написано: "Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай. Развел он его точно таким, каким Муххамед описывал сарацинам рай: кто в рай попадет, у того будет столько красивых жен, сколько пожелает, и найдет он там реки вина и молока, меда и воды. И тамошние сарацины верили, что этот сад - рай. Входил в него только тот, кто пожелал сделаться асассином".

Читайте также: Мельница заблуждений: цивилизованные вандалы

Это слово производили от арабского assassini - хашшишин - потребители гашиша. В западной литературе их иногда еще называли "фидави" - "обреченные, жертвующие собой", но чаще исмаилитами. Потребителями гашиша их называли с легкой руки Марко Поло, который утверждал, как опоенных зельем юношей 12-20 лет сонными вводили в сад и там будили, чтобы им казалось - они попали в рай.

"Захочет старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих асассинов, посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей, - продолжает сказочник Марко Поло. - Они идут и приказ его исполняют; кто останется цел, тот возвращается ко дворцу; случалось, что после смертоубийства они попадают в плен и сами убиваются". Согласитесь, звучит не так уж неправдоподобно. Особенно во времена, когда простодушные европейцы верили в существование людей с песьими головами и что где-то обитают аримаспы, у которых один глаз, расположенный посреди лба.

Фото: AP

Согласно легенде, мотивация фидаев заключалась в гашише и созерцании райских кущ. Видимо господин сочинитель понятия не имел о воздействии наркотиков на организм. Возникающие в мозгу видения излишне подкреплять реальным раем, который можно потрогать и обонять. Не злокозненность "горного старца" и не райские прелести гнали исмаилитов исполнять приказы Хасана. Все дело в своеобразно понятом долге перед своими единоверцами и классовой ненавистью сыновей крестьян и ремесленников к представителям правящего класса и богачам.

Хотя у самих низаритов исмаилитов, в соответствии с тогдашними понятиями, тоже царила жесткая иерархия. Члены двух низших ступеней - фидаи и ласик - знали исключительно "внешнюю" (захир) доктрину секты и обязаныбылислепоповиноваться своим иерархам. Исполнители приказов об убийстве проходили подготовку, которая заключалась в умении владеть главным оружием фидаев - отравленным кинжалом, свободно изъясняться на языке страны, куда они были посланы, и обладать актерскими талантами, принимая обличье человека любой социальной среды и вероисповедания. Пребывание в чужой личине требовало большой выдержки и самообладания.

Более восьми столетий, со времени первого крестового похода (1097 г.), исмаиилитов Ирана и Сирии называли сектой убийц. Европейцы были убеждены, что фидаи-фанатики принуждены жертвовать своей жизнью по злой воле "горного старца". Однако сообщения более надежных источников, нежели выдумщик Марко Поло, опровергают подобные выводы. Персидский визирь и ученый Рашид ад-дин сообщил, что убийство первой жертвы исмаилитов было совершено добровольцем.

Со второй половины 18 столетия и почти до наших дней в зарубежной историографии сохранялся взгляд на исмаилитов как на секту террористов, совершивших огромное количество бесчеловечных убийств. В 1950-х годах американский исследователь Маршалл Дж. Ходжсон (Marshall G. S. Hodgson) опубликовал историю ордена исмаилитов, в которой отметил, что политические убийства имели место задолго до них. Подобные исследования появились и в других странах. Так, Л. В. Строева отметила, что исмаилиты убили восемь государей, 5 вали (наместников областей), 5 раисов (градоначальников), 5 муфтиев и 5 казиев (судей). Дважды предпринимались попытки убить султана Салах ад-дина (1171-1197), с которым впоследствии заключили союз. В 1192 году в городе Тире они убрали вождя крестоносцев маркиза Корада Монферратского.

Исмаилиты физически устраняли исключительно представителей правящих классов, относящихся к к военной и чиновной знати (неважно тюркской или персидской), высшему мусульманскому духовенству (руководителей суннитов разного толка и умеренных шиитов). Причиной убийств в большинстве случаев была месть за пролитую кровь исмаилитов или вооруженную борьбу с ними. Лишь дважды они совершили убийства в интересах султана Санджара.

Пожалуй, в этом разительное отличие современных террористов от их благородных предков. Фидаи рисковали умереть мучительной смертью в случае неудачной (и удачной тоже) попытки убить хорошо охраняемого высокопоставленного лица. Нынешние убивают рядовых граждан - даже не рискуя заслужить смертную казнь. Фидаи-исмаилиты даже выигрывают на фоне бомбистов-террористов, творивших массовые убийства в царской России. Как правило, революционеры-максималисты мстили царским сатрапам, но порой под горячую руку (а точнее самопальную бомбу) попадали казаки из конвоя, случайные прохожие и несчастные лошади. Асассины наносили точечные удары отравленным кинжалом.

Читайте также: Мельница заблуждений: вся правда о самураях

В короткой заметке мы не касались причин и истории появления исмаиилизма, но нужно сказать несколько слов об основателе ордена асассинов Хасане ибн ас-Саббахе, который вместе со своими сторонниками в 1090 г. захватил в отрогах Эльбруса труднодоступный замок Аламут - "Орлиное гнездо" - и создал государство, распространившее влияние на многие районы Ирана и Сирии. В 1256 г. государство асассинов пало под ударами монголов и египетских султанов-мамлюков. Этот период в истории исламизма оказался окружен легендами и вымыслами, сквозь которые трудно доискаться до истины.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить