Галисия - один из трех сепаратистских регионов Испании

Тихий сепаратизм родины генерала Франко

В Испании недавно прошли местные выборы, закончившиеся поражением находящихся у власти социалистов. Но если в большинстве областей альтернативой им является консервативная Народная партия, то в национальных окраинах вполне могут поднять голову сепаратисты. И это касается не только Страны Басков или Каталонии, но и Галисии.

Галисия — область на северо-западе Испании. Здесь, в соборе городе Сантьяго-де-Компостела находится одна из главных католических святынь — мощи святого Иакова. Край притягивает к себе миллионы паломников, однако прибыль от них куда меньше, нежели от толп туристов в Барселоне или на Канарах. Море здесь относительно холодное, курортов мало. Нет в регионе и особенно развитой промышленности, если не считать нефтеперерабатывающих заводов. Потому-то он в значительной мере является дотационным.

Вещей, которые явно отличают Галисию от других областей Испании, хватает. Взять хотя бы то, что галисийцы — единственные на Пиренейском полуострове, кто ест ржаной хлеб. Однако главное отличие этого региона — языковое. Галисийское наречие куда ближе к португальскому языку, чем к испанскому (кастильскому), иногда оно и вовсе считается диалектом первого. И именно это обстоятельство стимулирует местное национальное движение.

Читайте также: Каталонский звонок для единства Испании

Желающие обосновать особый статус Галисия могут найти подтверждение своей теории в истории. Ещё во времена существования Древнего Рима на её территории существовала отдельная провинция Галлеция, населённая кельтскими племенами. Изначально эти племена были родственны современным португальцам. Потому не стоит удивляться, что современный язык галисийцев ближе не испанскому, а португальскому.

Однако в состав Португалии эта область не вошла. В XI веке она была независимым королевством, затем на правах автономии стала частью Кастилии. Но несколько веков зависимость эта была чисто номинальной. Но в конце XV века кастильский двор с помощью репрессий провёл централизацию Испании и фактически лишил Галисию автономии. Так судьбы этого края были окончательно связаны с испанским государством.

Шли века, галисийский язык не имел никакого официального статуса, однако полностью заменить его кастильским не удалось. С середины XIX века занялись созданием галисийского литературного языка, а в начале ХХ века пришла очередь и политических требований об автономии. Когда в 1931 году в Испании пала монархия, галисийские республиканцы выработали проект галисийской автономии. Спустя пять лет по итогам референдума была провозглашена автономия Галисии. Но существовала она недолго.

Читайте также: Баски взяли решительный курс на отделение от Испании

В 1936 году в Испании началась продолжавшаяся три года Гражданская война. Победителем в ней вышел, вероятно, самый известный за всю истории уроженец Галисии генерал Франсиско Франко. Однако никаких привилегий своей малой родине он не дал. Каудильо был сторонником жёсткой централизации Испании, потому он упразднил автономии Страны Басков, Каталонии и родной Галисии. Местные языки утратили любой официальный статус.

Всё, что оставалось поборникам галисийской идеи, — бороться за сохранение своего языка. В 50-е гг. центром этой борьбы стало издательство Editorial Galaxia. Затем появились и политические организации, выступавшие за восстановление галисийской автономии. В пику правому, консервативному режиму Франко большинство из них придерживались марксистской ориентации. Галисийские националисты координировали свои действия с "коллегами" из Страны Басков и Каталонии.

К середине 70-х гг., когда режим Франко доживал последние годы, репрессии ослабли, и поборники галисийской идеи получили возможность действовать всё более открыто. А когда в 1975 году диктатор умер, путь к восстановлению автономии был открыт. Спустя три года в Испании была принята новая конституция, разрешавшая использовать местные языки наряду с кастильским. А в 1981 году Галисия получила автономию, своё правительство и парламент. Галисийский язык наконец-то обрёл официальный статус.

Читайте также: Испанский диктатор Франко был лишён мужского достоинства

Нельзя сказать, что отношения Галисии и Мадрида в последние 30 лет были безоблачными. Не только местные националисты из Национального блока, но и коммунисты подвергают критике испанские законы. Например, им не нравится, что за кастильским языком закреплён статус государственного, а отдельные нации не имеют права на самоопределение. Однако вопрос об отделении Галисии никогда не стоял так остро, как в случае со Страной Басков и Каталонией. Местные националисты никогда не прибегали к террору.

Возможно, разгадка не очень-то рьяной борьбы галисийцев за отделение кроется в том, что в самом националистическом лагере нет единства. Так, одни склонны бороться за отделение, другие — за культурную автономию. Кроме того, не существует общего мнения относительно того, как следует развивать галисийский язык. Одни ратуют за то, чтобы войти в единое языковое (а то и политическое) пространство с Португалией, другие — за самостоятельное развитие местного наречия.

Помимо прочего, региону очень трудно выжить без дотаций из Мадрида. Как следствие — сегодня Националистический блок представлен в местном парламенте всего 12 из 75 депутатов. Большинством же располагает консервативная Народная партия, в которой очень сильны централистские традиции. Некоторые её члены и вовсе не скрывают своих симпатий к Франко. Этим Галисия существенно отличается от Каталонии и Страны Басков. В них консерваторы-централисты непопулярны, а националисты намного сильнее.

Читайте также: Канары задумались о выходе из состава Испании

Кстати говоря, Народная партия недавно победила на местных выборах в Испании. А привёл её к этому успеху галисиец Мариано Рахой. Этот политик считается главным претендентом на кресло премьера Испании. И в его речах нет и намёка на то, что Галисии должна быть предоставлена какая-то широкая автономия.

Сегодня вопрос от отделении Галисии, в отличие от Страны Басков и Каталонии, на повестке дня не стоит. Оно и понятно — регион не очень богатый, к испытывающей колоссальные трудности Португалии не присоединиться, а самим без Мадрида выжить трудно. Однако очаг сепаратизма на северо-западе Испании есть, и при случае он может о себе напомнить. Особенно в том случае, если события в Каталонии и Стране Басков будут развиваться по неприятному для Мадрида сценарию.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить