В Москве простились с президентом Абхазии Сергеем Багапшем

"Осиротевшую" Абхазию могут раскачивать извне

Cегодня в Москве прошла церемония прощания с ушедшим из жизни президентом Абхазии Сергеем Багапшем. Проститься с ним приехали многие представители российского руководства во главе с Дмитрием Медведевым.

Неделю назад в московской больнице №83 Багапшу сделали операцию на правом легком. Но к вечеру 23 мая его состояние резко ухудшилось. Президента Абхазии срочно перевели в реанимацию и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Спустя четыре дня Багапша снова положили на операционный стол — у него обнаружились раковые метастазы. Утром 29 мая у него остановилось сердце. По словам медиков, организм не выдержал послеоперационных осложнений.

После прощания в Москве тело Багапша доставили в Сухуми. Там проводы главы абхазского государства в последний путь растянутся на три дня — со вторника по четверг. 2 июня его похоронят в родовом селе Джгерда Очамчирского района. Вплоть до этой даты по всей Абхазии будут отменены все праздничные и увеселительные мероприятия.

Выборы нового президента Абхазии пройдут не позднее чем через три месяца со дня кончины Багапша. Все это время обязанности главы государства будет исполнять вице-президент Александр Анкваб.

Сергей Васильевич Багапш родился 4 марта 1949 года в Сухуми. Окончив Грузинский институт субтропического хозяйства, некоторое время работал начальником агрономического отдела Московского эфиромасличного совхоза. Затем начал двигаться по партийно-комсомольской линии. В 80-е годы он успел побывать на постах первого секретаря Абхазского комитета комсомола и первого секретаря Очамчирского райкома компартии Грузии.

После развала СССР Багапш неоднократно занимал различные посты в руководстве республики. Во время грузино-абхазской войны он занимал пост заместителя главы правительства. В 1997-1999 годах был премьер-министром, затем пять лет — руководителем компании "Черноморэнерго". В конце 2004 года стал кандидатом на пост президента республики.

Читайте также: Грузия намерена сорвать Олимпиаду в Сочи

3 октября 2004 года Багапш сенсационно одержал победу на президентских выборах, опередив фаворита Рауля Хаджимбу. Однако часть абхазской элиты отказалась признавать его успех. В адрес будущего главы государства раздавались обвинения в том, что он связан с Грузией. Во многом эти обвинения основывались на том, что супруга Багапша Марина Шония — грузинка по национальности. Впрочем, большинство голосовавших за него грузинами не были.

Абхазия тогда оказалась на грани гражданской войны между сторонниками Багапша и Хаджимбы. Благодаря вмешательству России был найден компромисс: Багапш стал президентом, а Хаджимба — вице-президентом. Их связка проработала вплоть до переизбрания Багапша в 2009 году — на сей раз практически ни у кого не возникло сомнений в том, что он действительно одержал победу.

На период президентства Багапша пришлось несколько обострений отношений с Грузией. То и дело накалялась обстановка в верхней части Кодорского ущелья, которое контролировалось властями Грузии. Надо сказать, что в эти тяжелые моменты Багапш совершенно не проявил себя как прогрузинский деятель. Напротив, он давал решительный отпор всем провокациям со стороны Тбилиси.

В августе 2008 года, когда Грузия развязала войну в Южной Осетии, Багапш открыл в своей республике второй антигрузинский фронт. В результате грузинская армия была полностью выдавлена из Абхазии. Наверняка немалая заслуга Багапша и в том, что 26 августа 2008 года Дмитрий Медведев признал независимость Абхазии (одновременно с независимостью Южной Осетии). И Сергей Васильевич навсегда останется в истории республики как президент, при котором она стала признанным государством.

Читайте также: Абхазия и Южная Осетия: признание не принесло мира

О роли Сергея Багапша в истории и возможном развитии ситуации в Абхазии размышляют в интервью "Правде.Ру" военный эксперт, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов и политолог, руководитель Международного центра политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко.

В чем заключается главная заслуга президента Багапша?

Леонид Ивашов: Я лично знал Сергея Васильевича. Ему удалось консолидировать абхазское общество и стать его авторитетным лидером. Он продолжил начатую при его предшественнике Владиславе Ардзинбе борьбу за независимость, и он достиг этой цели, проявляя такт и выдержку. Кроме того, он не позволил разным силам и внутри Абхазии, и вне ее оттолкнуть республику от России. Он заставил сограждан молиться на Россию, надеяться и опираться на нее.

Евгений Минченко: Его главный вклад в историю своей страны — признание ее независимости. Кроме того, ему удалось добиться полного единства политической элиты республики по вопросу о статусе республики. Сегодня в Абхазии едва ли найдутся коллаборационисты, публично заявляющие о желании вернуться в состав Грузии.

При нем в стране появилась конкурентная выборная среда. Можно предположить, что предстоящие в Абхазии выборы пройдут в жесткой конкурентной борьбе, но в рамках общепринятой политической культуры. До противостояния, подобного 2004 году дойдет вряд ли. Так что еще одна заслуга Багапша — складывание в республике демократической атмосферы.

Как в новых условиях могут повести себя внешние силы — например, Турция, Евросоюз?

Л.И.: Внешние силы наверняка сделают попытку расколоть абхазское общество, воспользовавшись тем, что страна лишилась общепризнанного лидера. В ход пойдет весь известный для таких случаев арсенал. Например, разных кандидатов в президенты европейцы, американцы или турки попытаются склонить на свою сторону с помощью финансовой поддержки и политического давление.

Наверняка со стороны внешних сил будут попытки дискредитации российско-абхазских отношений, западные СМИ развернут антиабхазскую пропаганду с целью посеять рознь в республике. Это очень опасно, ибо цель Запада и Турции — отвернуть Абхазию от России. И наша страна должна использовать весь арсенал для сохранения этих отношений. Кстати, я сам говорил Багапшу, что если Абхазия отвернется от России, абхазам придется уйти в горы. Все побережье будет принадлежать иностранцам, и новых хозяев придется просить о том, чтобы они дали добро спуститься на пляж.

Е.М.: В последнее время и Турция, и Евросоюз демонстрировали большую активность на абхазском направлении. Они попытаются использовать ситуацию, сложившуюся в связи с кончиной Багапша, в свою пользу. Однако у России есть колоссальный козырь — она признала Абхазию, а Турция и ЕС — нет. Поэтому у нашей страны есть все шансы сохранить ключевые позиции в Абхазии вне зависимости от того, кто приднт на смену покойному президенту.

Может ли президент Грузии Михаил Саакашвили попытаться воспользоваться смертью Багапша для развязывания новой военной авантюры?

Л.И.: Саакашвили в данном случае является орудием внешних сил, и его хозяева попытаются использовать грузинского лидера для какого-то военного давления. В то же время он наверняка понимает, что Россия в случае агрессии против Абхазии не останется в стороне и что НАТО не будет ссориться с Россией из-за небольшой территории на Черном море и, тем более, воевать с нами. Кроме того, сам грузинский народ вряд ли даст Саакашвили карт-бланш на новую авантюру.

Но все это лишь при условии того, что Россия проявит твердость и не даст повода говорить о своей уступчивости, как в случае с Ливией. В противном случае Саакашвили, чьё положение внутри Грузии сегодня не очень прочное, может попытаться отвлечь народ от внутренних дрязг с помощью новой войны. Но, в конечном счете, все здесь зависит от твердости России.

Е.М.: Естественно, Грузия будет осуществлять определенные телодвижения, будет заигрывать с абхазской элитой, стараясь извлечь для себя дивиденды. Но до полномасштабной войны в ближайшее время дело едва ли дойдет.

Главные новости

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *