"Фонящие" японские авто дешевле вернуть назад

"Фонящие" авто продадут. А потом помоют

В Приморье якобы найден недорогой способ дезактивации радиоактивных японских авто. Делает это лишь одна компания, и ее методы основаны на советских технологиях гражданской обороны. Очистка обойдется покупателю как минимум в 50 тысяч рублей. Дешевле вернуть машины в Японию, но в России радиоактивные японские авто и запчасти предпочтительнее продукции родного автопрома.

В апреле в порт Владивостока было доставлено несколько партий авто японских марок, 47 легковушек, микроавтобус и портовый погрузчик излучали радиацию выше естественного фона в четыре-шесть раз. Груз предлагается очищать за счет автовладельца.

"На территории Приморского края есть организации, которые имеют лицензию на проведение дезактивации. После проведения дезактивационных работ будет приниматься решение об их допуске на территорию РФ", — заявил глава Роспотребнадзора Онищенко. Дезактивация предписана 26 автомобилям.

Японцы, естественно, возможность загрязнения автомобилей непосредственно на территории своей страны отрицают. Мол, машины выехали без признаков заражения, а что там у вас по дороге произошло, неизвестно…

При этом управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обязало собственников "фонящих" японских автомобилей провести дезактивацию за свой счет. "В адрес собственников автомашин выданы предписания о проведении дезактивации автотранспортных средств", — говорится в сообщении управления.

Компания "Примтехнополис", якобы занимающаяся утилизацией опасных грузов в Приморье, "нашла способ ликвидировать радиационное загрязнение автомобилей, прибывших из Японии и застрявших на таможне после санитарного контроля".

Читайте также: Таможня берет радиоактивное добро

Частная альтернатива, в лице "Примтехнополиса", если верить словам главы компании Ивана Скогорева, разработала методику "минимизировать затраты автовладельцев", желающих дезактивировать "фонящий автомобиль". Так как сейчас "дезактивация личного автомобиля по стоимости может в разы превышать цену машины", что понятно, не добавляет популярности этой процедуре среди владельцев автомобилей.

О каких-то ноу-хау, как оказывается, речи не идет. Проведенные "полевые испытания" были проведены разве что с целью определения соотношения "цена-качество".

Фото: AP

"Мы опробовали этот метод в течение двух дней и на сегодня знаем, как можно эффективно очистить автотранспорт от радиоактивного загрязнения, чтобы это было не накладно для получателя груза",- сообщил Скогорев. При этом Иван Скогорев отметил, что стоимость дезактивации рассчитывается конкретно для каждого случая.

На просьбу прокомментировать появившуюся в приморских местных средствах массовой информации сообщения о том, что дезактивация машины будет стоить от 50 тысяч рублей, Иван Скогорев отметил: "Большинство машин не дотянут до этой суммы. Но некоторые потребуют больших затрат. Например, у нас есть загрязненный КамАЗ. По словам Скогорева, фирма уже получила заявки на дезактивацию от 15 владельцев машин. Работа должна была начаться уже с понедельника.

Радиоактивные частицы не в состоянии проникать через слой краски и грунтовки. То есть, "фонящие" элементы оседают на поверхности автомобиля, и мощная струя простой водопроводной воды смывает радиоактивные частицы. Это так называемый механический метод дезактивации.

Чаще всего применяется физико-химический метод дезактивации, который обеспечивает более качественную обработку. Для этого используют абсорбирующие порошки, никакого ноу-хау здесь не требуется. Самый простой состав — алюминиево-магниевый порошок. Для дезактивации других материалов применяют также азотную, плавиковую, лимонную и щавелевую кислоты.

Каким образом формируется порядок цен на очистку, представители фирмы не рассказывают. Известно лишь о том, что очищают машины от бета-излучения. Кроме того, в процедуру очистки входят сбор радионуклидов с машины и захоронение опасных элементов, что, по словам гендиректора фирмы, стоит от 200 до 300 тысяч рублей за кубометр.

Способ, применяемый "Примтехнополисом", ничем принципиальным не отличается от того, что было прописано в советских пособиях по гражданской обороне и тех, которые использовались для дезактивации техники, работавшей во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Кстати, Советский Союз оставил на территории зоны отчуждения сотни, если не тысячи единиц техники, очищать которую было бесполезно.

Возможно, отправка груза обратно к берегам Японии является самым простым и дешевым выходом из ситуации. Ситуация же выглядит так, что РФ готова принимать радиоактивные автомобили из Японии, очищать их за свой счет и эксплуатировать.

Существенную опасность представляют так называемые контрактные запчасти из Японии, то есть запчасти, бывшие в употреблении. Радиоактивные машины могут разбираться и завозиться в РФ именно в таком виде, и отследить их проникновение будет сложнее. Таким образом, обладатель "чистой" японской машины может получить в личное пользование "фонящую" деталь или узел, даже не догадываясь об этом.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить