Взятка как норма жизни

Жизнь без взятки - судьба на ветер

Сегодня девять из десяти наших сограждан, не колеблясь, полезут за кошельком только при намеке на то, что интересный для них "вопрос" может быть решен без изнурительного обивания порогов. На словах вся страна борется с коррупцией, а в действительности… взятка — единственный эффективный способ жизни, и подрастающее поколение вот-вот превратит ее в норму.

Искоренима ли коррупция в России? Или же она стала частью менталитета россиян, которые воспринимают взятку как неизбежную плату за то, чтобы чего-то достичь в жизни? Сегодня Россия не выходит из списков стран, лидирующих в мире по уровню коррупции, размеры взяток растут, президент объявляет всеобщую мобилизацию на борьбу с ней, принимаются новые и ужесточаются старые законы, проблему обсуждают на всех уровнях… Но стыдливое, а временами и беззастенчивое подсовывание конверта с деньгами "нужному человеку" — реальность нашего бытия, которую подрастающие поколения могут сделать нормой жизни.

Недавно коллега поведала любопытный разговор с 13-летним сыном, который с легкой руки модных заграничных ученых причислен к так называемому поколению "индиго". Это поколение гениальных детей, которое должно прийти на смену нам, растерявшимся и смирившимся с теми тектоническими жизненными сдвигами, которые Россия пережила за последние 20 лет.

Читайте также: Рынок статусов: лжепрофессора учат квазистудентов

И вот такой обескураживающий диалог:

"Я тут рассказывала сыну, как тяжело было выдержать экзамены в Московский университет и сколько потом было радости, когда увидела себя в списках студентов.

Он говорит: "А почему твои родители не помогли тебе поступить?"

Отвечаю, что такого и в мыслях не было. Мои родители — заводчане, приехали из Сибири. И самая большая их гордость, дочь, становится студенткой самого престижного вуза страны, победив своими знаниями других не менее достойных абитуриентов. Понятие "дать взятку" у них в голове не укладывалось.

Сын спрашивает: "А если бы ты знала, к кому обращаться, ты бы обратилась за помощью, чтобы избежать трудностей изнурительного конкурса?"

С детьми нужно оставаться предельно честными. Коллега сказала сыну, что сегодня она, возможно, поступила бы именно так, даже лишив себя той ничем неизмеримой радости от честной победы на вступительных экзаменах.

Фото: AP

Хотя сегодня, почти повсеместно высшее образование платное, а пресловутый ЕГЭ позволяет "конвертировать" поступление в престижный вуз с легкостью необычайной, наши возможности по-прежнему напрямую связаны с толщиной конверта.

Другой вопрос, каким становится сегодня наше образование, когда вот такие "конвертированные" квазипрофессора обучают столь же "конвертированных" квазистудентов.

Вот и подрастает поколение "индиго", полагая, что если какие-то жизненные трудности можно преодолеть передачей конверта нужному человечку, то для чего попросту растрачивать свои силы. Они еще пригодятся для совершения подвига, которому найдется место в этой жизни.

И президент, и премьер понимают, коррупция — зло. Но мы живем не во времена Петра Великого, который собирался применять самые суровые меры, вплоть до повешения тех, кто украл деньги у государства.

При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. Однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский резонно заметил: "Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой".

В Советском Союзе в конце 70-х — начале 80-х годов прогремело несколько крупных коррупционных скандалов, в которых были замешаны чиновники самого высокого ранга. Старт антикоррупционным процессам дало так называемое "Рыбное дело", которое потом было объединено с "Сочинско-краснодарским делом". В ходе следствия выяснилось, что представители Министерства рыбного хозяйства через магазины в Сочи незаконно сбывали черную икру на Запад. В преступлении оказались замешаны крупные региональные чиновники, а также заместитель министра рыбного хозяйства Рытов. В условиях, когда частная торговля была запрещена, а внешними торговыми отношениями руководило правительство, это было очень серьезное преступление. Тогда осуждено было более 1,5 тысячи человек. Замминистра Рытова расстреляли.

Затем на весь Союз стало известно "Хлопковое дело" о злоупотреблениях в высших кругах Узбекистана. По нему были осуждены высшие чины республиканской администрации и многие их приспешники.

При Андропове война с коррупцией продолжилась. За взяточничество были арестованы зять Брежнева Чурбанов, министр МВД Щелоков, первый секретарь Краснодарского обкома Медунов, крупные чиновники МВД, члены хлопковой мафии в Узбекистане и многие другие. За время правления Андропова в Москве, в том числе за коррупцию, было смещено 30 процентов партийных руководителей, на Украине — 34 процента, в Казахстане — 32 процента. Однако даже такие меры не смогли искоренить преступную любовь к легким деньгам.

Так что же говорить о сегодняшнем дне, когда "расстрельная статья" канула в Лету квазиевропейской толерантности, а взяточникам пригрозили лишь президентским законопроектом, усиливающим ответственность за получение и дачу взятки, а также за посредничество во взяточничестве.

И что же?

В зависимости от величины взятки, которая делится на четыре вида: "обычная" — до 25 тысяч рублей, в значительном размере — от 25 до 150 тысяч рублей, в крупном размере — от 150 тысяч до одного миллиона рублей и в особо крупном размере — свыше миллиона рублей, предлагается установить штраф в размере от 12- до 50-­кратной суммы незаконной "мзды" либо лишение свободы до трех лет.

За особо крупный размер взятки штраф будет варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки. Самого же взяточника могут посадить лет на пятнадцать. Впрочем, штрафа в этом случае тоже не избежать — придется заплатить 70-кратную сумму взятки. Однако более 500 миллионов рублей с коррупционера не возьмут.

"Я не знаю, что лучше для преступника — отсидеть десять лет в тюрьме или заплатить миллионы", — поделился с журналистами своими сомнениями по этому поводу спикер Госдумы Борис Грызлов. Однако, по мнению бывшего министра МВД, государству все-таки будет "полезнее получить значительные объемы средств от тех, кто совершил преступления, нежели содержать их в тюрьме".

Вот только получит ли оно эти деньги — большой вопрос.

Когда вся наша жизнь пронизана раздачей "конвертов" или смятых сотенок, которые старушки суют нянечкам в больничках за "правильный укол", когда новоявленная полиция не гнушается поборами на дорогах, когда СЭСы и прочие ведомства обсели мелкий бизнес, как мухи на известных кучках, очень трудно говорить о том, что взятка однажды перестанет быть позорным явлением нашей жизни.

Тем более, когда поколение "индиго", подобно сыну моей коллеги, уверено в том, что взятка — это лишь средство на пути к достижению высшей цели. Вот только какой?

В изданной только что в серии "ЖЗЛ" книге Льва Данилкина к 50-летию полета в космос первого землянина Юрия Гагарина, автор цитирует такой вопрос и ответ на него первого космонавта планеты:

"Вопрос: Много ли вы зарабатываете? Стоит ли быть космонавтом?

Ответ Гагарина: Если ради денег, то настоятельно не советую: не стоит".

Сейчас, к сожалению, такой ответ представить невозможно. А тогда… мы тогда были молодыми и первыми…

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить