22 октября –долгожданный концерт Владимира Ашкенази

Дирижер и солист Владимир Ашкенази и Лондонский филармонический оркестр выступят в Большом зале консерватории. Один из самых выдающихся музыкантов современности представит московским слушателям удивительно сбалансированную и разноплановую программу. Примечательно, что на это м концерте Владимир Ашкенази выступит и как солист-пианист, и как дирижер одного из самых известнейших симфонических оркестров мира.

Philarmonia Orchestra of London и Владимира Ашкенази связывают особо тесные и плодотворные отношения: чрезвычайно успешный Рахманиновский фестиваль в South Bank Centre в Лондоне (май 1999 года) и большое турне по Дальнему Востоку, Австралии и Японии (январь-февраль 2000 года). Кроме того, в сезоне 2001- 2002 годов Philarmonia Orchestra of London под управлением В. Ашкенази выступал с концертами на Рахманиновском фестивале в нью-йоркском Линкольн-центре

У столичных меломанов появится шанс услышать удивительно тонкую и нестандартную трактовку фортепианного концерта №20 В.А. Моцарта. Исполнение этого шедевра Владимиром Ашкенази, который будет одновременно и играть на рояле, и дирижировать одним из лучших оркестров мира, ожидается с огромным интересом. И не в последнюю очередь потому, что великий Маэстро, феноменальным пианизмом которого восторгается весь мир, не представал перед российскими слушателями в этом качестве уже более двадцати лет!

Не менее роскошным обещает стать исполнение симфонии №2 Яна Сибелиуса. Ян Сибелиус — один из самых ярких представителей композиторов-романтиков конца XIX века. Мелодичность, сочные гармонии, лиризм и драматизм его музыки всегда вдохновляли великих исполнителей, обращающихся к его творчеству и находящих в нем неисчерпаемую возможность передачи собственного мироощущения, своих чувств и настроений.
Пианист Владимир Ашкенази покинул СССР в 1963 году. С тех пор его имя упоминают в ряду таких знаменитых эмигрантов, как Ростропович, Аксенов, а то и Солженицын. Правда, в отличие от них власти не выгоняли Ашкенази из СССР, даже напротив, всячески подчеркивали, что позволяют ему гастролировать где угодно. И музыкант сумел этим воспользоваться.
Отец Владимира Ашкенази Давид тоже был талантливым пианистом. Он начинал тапером в горьковских кинотеатрах, а потом работал на эстраде с Александром Вертинским, Клавдией Шульженко, Аллой Баяновой, Людмилой Зыкиной, Иосифом Кобзоном.

О том, что младший Ашкенази сможет сделать серьезную карьеру, педагоги думали, еще когда он учился в Центральной музыкальной школе. В Московской консерватории он попал в класс Льва Оборина, известного пианиста, который в свое время стал лауреатом первого конкурса имени Шопена в 1927 году в Варшаве. К этому же конкурсу Оборин подготовил своего ученика, и в 1955 году тот получил в Варшаве вторую премию. "Конкурсная" броскость манеры и доля пафоса, присущая всей советской исполнительской школе, в те годы вполне компенсировали в игре Ашкенази некоторую сухость трактовок, свойственную самому Оборину и воспринятую его учениками. Молодой исполнитель поражал слушателей феноменальной виртуозностью. Слушатели его ранних концертов рассказывают, что, когда молодой пианист играл "Мефисто-вальс" Листа — сложнейшую пьесу, с трудом дававшуюся даже великим мастерам, знатоки из спортивного интереса следили за стрелкой секундомера. Ашкенази исполнял заковыристые аккорды безукоризненно чисто, притом в недосягаемо быстром темпе.

Кто-то сетовал, что такая манера напоминает работу механизма. Но, несмотря на это, Ашкенази сразу признали одним из лучших интерпретаторов музыки Шопена, едва ли не самой возвышенной и чувственной в фортепианном репертуаре. Пианист не привносил в произведения собственных эмоций, но, аккуратно воспроизводя авторский текст, в точности передавал шопеновские интонации.

После варшавской победы Ашкенази получил первую премию на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе — одном из ключевых в Европе, и его сочли готовым для "показательного выступления" на очередном конкурсе имени Чайковского в 1962 году. Парадный блеск Первого фортепианного концерта Чайковского и сентиментальность его пьес были совершенно чужды Ашкенази. Но он послушно отработал программу, в очередной раз поразив публику своим коронным "Мефисто-вальсом", и разделил первую премию с великолепным британским пианистом Джоном Огдоном.

К удивлению многих, он практически отказался от эффектной карьеры пианиста-виртуоза, освоил дирижерскую профессию, и теперь в Европе его больше знают как дирижера. Поклонники Ашкенази, следящие за его карьерой, утверждают, что это пошло ему на пользу: трактовки стали разнообразнее и интереснее. Ашкенази выступал со множеством первоклассных коллективов, осуществляя занятные проекты. Например, в начале 90-х у стен афинского Акрополя продирижировал музыкой Прокофьева к фильму Эйзенштейна "Иван Грозный" в исполнении оркестра Большого театра (фильм в это время демонстрировался на огромном экране).

Сейчас Ашкенази руководит оркестром Чешской филармонии и Молодежным оркестром Европейского союза, в состав которого входят молодые музыканты разных стран, а также выступает со многими солидными оркестрами как приглашенный дирижер. Один из самых престижных коллективов, с которыми Ашкенази сотрудничает, — Philharmonia Orchestra of London. То, что он приедет вместе с музыкантом на гастроли в Москву, событие едва ли не более значимое, чем выступление самого Ашкенази.

Сейчас он готовит большой проект к 50-летию смерти Сталина и Прокофьева (обаумерли 5 марта 1953 года). Вместе с Philharmonia Orchestra of London Ашкенази собирается дать в Нью-Йорке, Лондоне, Кельне и Праге цикл концертов под названием "Противостояние диктатуры и искусства в СССР". В программе будут произведения Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского и других композиторов, работавших в сталинские времена. Идея заключается в том, чтобы сопоставить произведения, написанные по заказу, для прославления режима, с тем, что композиторы сочиняли по собственной воле, нередко "в стол". Кроме того, Ашкенази собирается организовать симпозиум, посвященный сталинскому периоду российской истории.

Концерт, который состоится в Москве, станет поистине знаменательным событием. Ашекенази выступит и как талантливый дирижер, и как воодушевленный исполнитель — у столичной публики появится шанс услышать Ашкенази-пианиста впервые за 20 лет!

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *