В наш век абстрактная живопись почему-то ценится куда выше реализма

Цветные пятна лучше пейзажа и портрета?

Абстрактное искусство в наш век ценится выше реалистического. Кому интересен примитивный портрет или пезйзаж? Цветные пятна и геометрические фигуры куда современнее. Рано или поздно у людей наступит просветление: они поймут, что им дурили голову, пичкая бессмысленной мазней, уверен Александр Беглов, художник-реалист и человек трезво мыслящий.

— Мне кажется, что цены на реалистическую живопись специально опустили ниже плинтуса, — считает Александр Иванович. — Для того чтобы раскупить все по дешевке, а потом они взлетят до небес.

— Ну, а если не вооружаться теорией заговоров, есть какой-то ответ?

— Объективный диалектический процесс Вслед за отливом, деградацией, наступит прилив, просветление: постепенно люди поймут, что им сто лет дурили голову, пичкая бессмысленной мазней.

Читайте также: Зритель приучен к эффектной пустоте?

У нас постмодернизм расцвел буйным цветом по завершении Советского периода. Это явление не только и не столько российское. Мы "дожевываем" его за Западом, где приучили людей к тому, что искусство должно удовлетворять либеральным взглядам на мир. Оно должно быть "в шаговой доступности", быть понятным, массовым. Про качество искусства речи не идет. У нас привычные понятия, такие как живопись, графика скульптура — стали меняться. Появилось новое слово — дизайн. Графический дизайн и дизайн, допустим ванн, унитазов.

— Но ведь во времена эпохи Возрождения тот же Микеланджело получал за свои бессмертные произведения всего втрое больше простого маляра штукатура?

— Просто маляров тогда тоже уважали. Но и художников ценили. Среди них была конкуренция. Существовало очень мало мест, где нужны были их услуги. Раз, два — и обчелся, королевские дворцы, божьи храмы. Все!

У нас в Советские времена Иосиф Виссарионович тоже был человек с духовным образованием, недоучившийся семинарист. Вольно или невольно (скорее всего — вполне осознанно) он пытался построить Политбюро ЦК КПСС словно апостолов вокруг себя, богоподобного. Были свои "великомученики", борцы за дело мирового пролетариата: Бауман, Свердлов, Лазо и другие. Для того, чтобы их "жития" изобразить, нужно было владеть навыками реалистической школы.

Фото: AP

Железный занавес позволил реалистическому искусству в нашей стране спокойно развиваться. Но сам по себе реализм основан не на политических установках, а на образе и подобии божьем. Творчество — это способность, которая роднит нас с создателем, это дар божий. Как бы идеологически не маскировали, не коверкали реалистическое искусство, божественное проступало в нем всегда.

— Сейчас ведь не обязательно для того, чтобы стать художником, этому учиться, достаточно во всеуслышание объявить себя таковым. Что нужно для того, чтобы вступить в ряды… Ну, хотя бы Союза художников Подмосковья?

— Наш Союз — региональная общественная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ и в Министерстве культуры. У нас около пятисот членов. Есть и Народные художники России и Заслуженные художники. Есть и просто начинающие. Кто-то со специальным образованием, есть без образования, но они, участвуя в выставках, стараются повысить свой уровень.

— Скажите Александр Иванович, а граффитисты, уличные художники, могут записаться в ваш Союз?

— Мы думали над этим вопросом. Но они по большей части не разделяют наши объединяющие идеи. Во-первых, у нас союз профессиональных художников. Во-вторых, у нас есть некие творческие задачи. Мы считаем, что для того чтобы называться художником — не достаточно уметь скопировать чьи то линии и пятна, нужно создавать что-то свое оригинальное.

Хотя мы всегда с радостью отзываемся на любые предложения, более того у нас нет преобладания чьего-то мнения.

— Мне кажется, художникам-реалистам нет дела до абстракционистов, постмодернистов и прочих актуальщиков. Реалисты конкурируют только и исключительно между собой и страшно не любят друг друга. Или я ошибаюсь?

— Чисто цеховые проблемы больше заметны среди скульпторов. У них конкуренция. Кроме качества самого творчества, еще идет борьба за дорогостоящие заказы. Там вертятсяогромныесуммы.Этосвязаносостоимостью материалов, медь нынче дорога. Второе — землеотвод. Коммунальное благоустройство вокруг монумента. Памятник открывает как минимум губернатор, а то и президент.

У живописцев попроще, там нет таких денег. Цеховые интриги не настолько страшны. Живописцы дружно участвуют в выставках. На бытовом уровне бывают какие-то стычки непонимание, но не более того.

У графиков еще проще, они прикреплены к каким-то издательствам, имеют постоянный кусок хлеба.

— Отчего реализм не считается, по крайней мере, не называется современным искусством?

— Это какой-то парадокс. Объективно он самый современный, ведь если художник живет в наше время, он уже наш современник. Он отражает по большей части нашу жизнь, а если создает произведение на исторические или фантастические темы, то все равно пишет свои работы с современных позиций.

Фото: AP

Постмодернисты заявляют, что они совершают какие-то новые открытия. Как правило, это всего лишь компиляция — использование и заимствование каких-то метафор. Эклектика. К тому же выполнено все на низком качественном уровне. Нарисовать пенис на мосту — никто кроме милиции не мешает. Не нужно таланта, это сможет любой. Иди и рисуй, если не боишься милиции.

— Вы имеете в виду арт-группу Война? Они работают в сфере, близкой к политике. Но ведь не даром говорят, что политика — искусство возможного. Эти слова поставили радом уже очень давно.

— Когда в Государственной Думе РФ разрабатывали закон о поддержке изобразительного искусства, то меня пригласили принять в этом участие. Я настаивал на том, чтобы искусствоведы четко прописали понятийный аппарат изобразительного искусства: что такое живопись, что такое графика? Что такое, в конце концов, то же актуальное искусство? Быть может, его приравнять к театру? Или к цирку?…

А когда показывают акулу в формалине и говорят, что это изобразительное искусство, я буду настаивать: это не изобразительное искусство, а акула в формалине. И место ей в зоологическом музее.

Или если делают интерактивные шоу, в котором можно участвовать, двигая пятна света. Это ближе к кинематографии. Почему это изобразительное искусство? Почему они хотят попасть в разряд художников?

— Потому, что у художников высокая репутация, созданная за тысячелетия существования изобразительного искусства Проксителем, Микеладжело, Репиным.

— Постмодернисты хотят, чтобы их произведения экспонировались и хранились в Третьяковке и Эрмитаже. У этих музеев — раскрученный бренд, а их работам нужна реклама для того, чтобы находились покупатели всего этого. А им место в особых галереях.

— А кого лучше всего покупают из современных российских художников реалистического направления?

— Я не верю утверждениям Никаса Сафронова, что за его картины платят по нескольку десятков тысяч долларов. Ну, может, одну-две и купили, но не больше.

Есть художники, которым повезло, и они честно продают свои картины за границей. Но в основном сейчас у нас, как и сотни лет назад, когда скульпторы и живописцы были приближены к королям, и теперь художники выживают при власти, имея заказы.

— А те художники, кто далек от власти и не стремится с нею сотрудничать, иногда бывают даже интереснее зрителям.

— Конечно, взять хотя бы наивное искусство. Как к нему относиться? Тут есть два направления это может быть какой-то дегенеративный стеб, когда человек с высшим образованием, или двумя рисует картинки на грани издевательства над зрителем. И это может быть сделано искренне. Вот, например, была одна самодеятельная художница, пожилая бабушка. Она захотела нарисовать Африку, где никогда не была. Для того чтобы проникнуться Африкой, она истопила жарко баню, чтобы было как в Африке и там рисовала.

— Рисовала в бане голая?

— Вероятно. Раз в бане то, голая. Это нормальное состояние для бани.

— Тогда лучше бы она была не старушка, а молодушка.

— Конечно, всегда хочется как лучше, но не всегда получается.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить