Моя полиция меня бережет?

Сегодня в России вступил в силу закон "О полиции", направленный на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел. По мнению политиков, относящихся к нововведению крайне неоднозначно, переименование милиции в полицию не должно сводиться лишь к "смене вывески".

С сегодняшнего дня сотрудники правоохранительных органов обязаны разъяснять задержанным их права и предоставлять возможность позвонить родственникам, а патрульные — носить на груди жетон со своей фамилией. Но это, пожалуй, не самое главное. Куда важнее то, что начиная со вторника, все сотрудники правоохранительных органов выведены за штат, и вернутся на службу уже в качестве полицейских лишь после прохождения переаттестации.

Причем переаттестацию, которая, как ожидается, не будет отличаться от обычной процедуры приема на работу нового сотрудника (медосмотр, психологические тесты и даже в некоторых случаях — проверка на детекторе лжи) пройдут абсолютно все: и высший начальствующий состав, и рядовые сотрудники. По плану, переаттестация должна завершиться к 1 мая.

Комментируя вступление в силу закона "О полиции" спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что первое марта 2011 года войдет в историю и органов внутренних дел, и всей России. "Мы возродили историческое наименование — "полиция", помня о тех временах, когда обеспечение правопорядка стало делом профессионалов", — отметил Грызлов. - Но, в том числе как бывший министр внутренних дел, я считаю, что смена вывески — не главное".

Грызлов напомнил, что над новым законом была проведена очень большая работа. Сначала он качественно перерабатывался по итогам открытого обсуждения на специальном интернет-сайте. Затем, уже после официального внесения президентом России в Госдуму, к законопроекту был принят целый ряд поправок депутатов. "Но точность юридических формулировок — это еще не все. Закон исполняют люди, и то, какой будет полиция в глазах граждан, зависит, прежде всего, от самих сотрудников", — уверен председатель палаты.

Главное, чтобы работники правоохранительных органов видели в каждой норме закона средство для защиты прав граждан, подчеркнул спикер. "И тогда органы полиции смогут противопоставить огульной критике свой подлинный профессионализм", — отметил Грызлов. По его словам, общество ждет реального качественного изменения системы органов внутренних дел. "Для этого сегодня есть все предпосылки. Вступающий в силу закон — один из важнейших стимулов для перемен", — заключил Грызлов в интервью РИА Новости.

Фото: AP

Опрошенные "Правдой.Ру" политики пока не увидели каких-либо положительных изменений в облике сотрудников правоохранительных органов. "Никаких изменений я не заметил, и было бы странно их ожидать в первый же день, — заявил сопредседатель партии"Правое дело" Георгий Бовт, выразив сожаление, что в закон не были внесены положения о материальном обеспечении.

"Мне кажется, что главный недостаток закона заключается в том, что туда не были внесены положения о материальных поощрениях хороших сотрудников и вся часть, которая касается материального обеспечения была изъята из закона, — считает политик. — До тех пор, пока сотрудники полиции небудут получать чрезвычайно низкую зарплату, до тех пор, пока они не будут заинтересованы в том, чтобы честно работать на своем посту, закон не заработает".

"Существенно ничего не изменилось и особых измене6ний я не ожидаю, — заявил "Правде.Ру" лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. — Дело в том, что этот закон плохо написан. Вместо того, чтобы собрать каких-то независимых специалистов и экспертов, его писали представители МВД. А от таких затей ничего хорошего не получается".

Полны скепсиса по отношению к вступившему в силу закону и коммунисты. "Ничего к лучшему от переименования не изменится. "Полиция будет служить не народу, а правящему классу и богатым, — говорит член ЦК КПРФ Владимир Никитин, с одной стороны, предлагая нам брать пример с Александра Лукашенко, а с другой — будущим полицейским почаще смотреть фильм "Рожденные революцией", где были образы сотрудников правоохранительных органов, с которых нужно брать пример.

Также читайте: Политики о полиции: "Очень важно, чтобы гладко было не только на бумаге"

Член комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Вяткин видит в законе "О полиции" положительные стороны. "В новом законе появились дополнительные полномочия, которые налагают на сотрудников полиции и дополнительную ответственность, — отмечает парламентарий. — И есть надежда на то, что в результате переаттестации всех сотрудников, кадровый состав обновиться и качественно улучшиться".

По словам депутата фракции ЛДПР, члена Комитета ГД по безопасности Сергея Абельцева, исторический опыт показывает, что ребрендинг компании обычно приносит ожидаемые результаты. "Уверен, что новое звание — полицейский — заставит сотрудников органов внутренних дел начать соответствовать лучшим образцам этого достойного и уважаемого звания, — говорит народный избранник, предполагая, что времени для этого потребуется не более года.

Впрочем, и фраза "моя полиция меня бережет" то же пока как-то не звучит. Но, может быть, она не звучит до тех пор, пока вслед за произошедшей 1 марта сменой "вывески" сказочная метаморфоза не произойдет и с внутренним содержанием наших доблестных правоохранительных органов. Ну что ж, будем надеяться. По крайней мере, сам термин "милиция" и все что с ним связано — и плохое, и хорошее — уходит в историю.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить