Серафима Амосова - командир "ночных ведьм"

Девушки-летчицы: Серафима Амосова

Стоят в окрестностях Красноярска знаменитые "столбы" — причудливые каменные горные образования, любимое место отдыха горожан и особенно студентов. Как-то летом 1930 года по этим гранитным скалам карабкалась хрупкая девушка. Забравшись на вершину одного из "столбов", она огляделась. Красота-то какая! Во все стороны расстилался бескрайний океан тайги, девушка увидела поляны, усеянные яркими точками цветов, светлую полоску Енисея и сам Красноярск.

"Вот бы полететь на крыльях, покружить над городом, спеть над ним песню, чтобы услышали все…" — мечтала юная Сима Амосова, которая именно в тот миг твердо решила стать пилотом. Позднее, в годы войны, ей было суждено стать командиром эскадрильи грозных "ночных ведьм", женских экипажей бомбардировщиков, наводящих ужас на фашистов.

Родилась Серафима Тарасовна 20 августа 1914 года на станции Чернореченская, что под Красноярском. Сибирячка во втором поколении — в тайгу приехал ее дед, Антон Амосов, — Сима росла в семье рабочего железнодорожного депо. В школе, которую она начала посещать в 1921 году, девочка занималась в кружке самодеятельности: играла на балалайке. После окончания семилетки Сима отправилась в Красноярск — в большом городе легче получить рабочую специальность. Вскоре Серафима стала токарем четвертого разряда. С подругами по учебе она часто ходила в походы на знаменитые "столбы".

"Слабо тебе залезть на самую вершину!" — как-то подзадорили ее подруги. В ответ Сима промолчала, внимательно разглядывая вершину скалы, которая терялась в голубоватом тумане. Девушка про себя решила: "Без подготовки не одолеть. А если потренироваться — можно. Вместе с девчатами, конечно". Настал день, и они вскарабкались на "столб". Никогда еще Симе не приходилось бывать так высоко над землей! Через много лет, в мемуарах, она напишет, что именно в тот миг она и захотела стать летчицей.

Путь в небо в те годы был наиболее простым через планерную школу Осоавиахима, куда и записалась Серафима. Учеба давалась ей легко, однако в день окончания летной школы Амосова попала в аварию: ее планер разбился при посадке. К счастью, все обошлось — девушка получила легкие травмы, а после выздоровления была направлена в Тамбовское авиационное училище.

Начав управлять самолетом, Сима окончательно укрепилась в мысли, что это ее призвание. Блестяще сдав выпускные экзамены, Серафима Амосова в августе 1936 года получила квалификацию пилота. Молодую женщину-летчика распределили в Гражданский воздушный флот — она стала водить самолеты на магистрали Москва — Иркутск. АНТ Амосовой теперь летал над ее родной Сибирью, и она с упоением любовалась тайгой и серебряными змейками рек, которые проносились внизу.

Фото: AP

Прошло несколько лет, и в Европе началась война. В связи с приближением фронта к западным границам страны, в январе 1941 года при управлениях Гражданского воздушного флота начали создаваться учебные летные эскадрильи, куда направлялись юноши призывного возраста. Здесь из них делали летчиков. Как опытный пилот, Серафима Амосова активно участвовала в подготовке молодых кадров. К тому времени она уже была командиром звена эскадрильи, которая базировалась в Башкирии, при Янаульском аэропорте. Здесь ее и застала весть о нападении гитлеровцев на СССР.

Как и остальные инструкторы, Серафима Амосова подала рапорт об отправке на фронт в первые же дни войны. Но ей было отказано. Отклонен был и второй рапорт — уже с формулировкой о высокой ценности инструктора для подготовки новых пилотов. Третий рапорт Амосова уже не стала посылать — она решила передать его лично в управление Гражданского воздушного флота.

Вскоре из ведомства пришла телеграмма: "Освободить от занимаемой должности летчика-инструктора Амосову С. Т. и направить ее в распоряжение майора Расковой". Дополнительную боевую подготовку Амосова проходила в Энгельсской авиационной школе, после чего была направлена в 46-й женский полк Евдокии Бершанской командиром первой эскадрильи. В этот же полк попала и Антонина Худякова, будущий Герой Советского Союза, еще одна легендарная "ночная ведьма".

Читайте также: Ночную ведьму звали Ласточкой

Лейтенант Амосова сменила привычный цельнометаллический АНТ на фанерный "кукурузник" ПО-2. На этих машинах женщины-пилоты выполняли самые сложные задания — по разведке, ночной бомбардировке, доставке донесений и снабжении десантов и партизан боеприпасами, продуктами и медикаментами.Летчикиитехникипризнавали,чтоэтисамолетыбылиуязвимыдажедлястрелковогооружия — но "ночные ведьмы" творили настоящие чудеса. Малошумные ПО-2 появлялись неожиданно, неистово бомбили врага и так же внезапно исчезали.

Летчицы, ходившие в тыл противника вместе с Амосовой, оставили много воспоминаний о тех тревожных днях. Серафима Тарасовна, как опытный инструктор, обучала своих однополчан технике пилотирования в сложных условиях и ночью. Все это очень пригодилось на фронте. Самому же инструктору едва исполнилось 28…

Фото: AP

"В комэске мы постоянно чувствовали большую внутреннюю силу и выдержку. Она никогда не повышала голос, никогда не раздражалась, работала без сутолоки и спешки. Как только мы прибыли на фронт, Амосова проверила в воздухе летные качества каждой из нас, а когда была получена боевая задача, первой из эскадрильи вместе со штурманом Ларисой Розановой вылетела на ее выполнение. Это было в Донбассе, на рубеже реки Миус", — вспоминала в своей книге "Боевые подруги мои" Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнева.

"Подошли мы к цели,- рассказывала после полета уже сама Амосова.- На земле неожиданно появилось какое-то непонятное, но удивительно красивое многоцветное зарево. "Что за иллюминация?" — удивляюсь я. "Это тлеет порода",- объясняет штурман. Штаб противника, по которому предстояло нанести удар, по расчету уже должен находиться под нами. Можно сбрасывать бомбы, но мы с Ларисой сомневаемся: почему нас не обстреливают с земли? Почему такая тишина? Не может быть, чтобы штаб не был защищен зенитной артиллерией! Или мы ошиблись, и цель где-то в стороне? Решаем вернуться на контрольный пункт. Маршрутная карта снова приводит нас туда же. И опять непонятная тишина".

"Полет, рассчитанный на полтора часа, сильно затянулся. Что делать? Лучше еще раз проверить. Делаем третий заход. И убеждаемся, что уже с первого раза цель была найдена правильно. Сбросили бомбы, с замиранием сердца ждем. Раздались взрывы! Открыли запоздалый огонь немецкие зенитки. Оказывается, фашисты не хотели демаскировать себя. А удар был нанесен точно по цели! Так был открыт боевой счет 1-й эскадрильи…" — описала ту ночную атаку М. П. Чечнева.

В полку Амосовой восхищались ею. Пилоты удивлялись ее хладнокровию и рассудительности. "Семь раз отмерь, один раз отрежь",- любила повторять Сима, своим поведением успокаивая пылкую и горячую молодежь. "Летала она смело, мужественно и бесстрашно. Личный состав нашей эскадрильи верил своему командиру и шел за ней. Амосовская боевая выучка славилась в полку. Строгий командир, Серафима Амосова была вместе с тем хорошим товарищем, отзывчивым и добрым по натуре человеком и отличалась исключительной женственностью", — вспоминала Марина Чечнева, которая вскоре тоже стала командиром эскадрильи.

Свою первую награду, орден Красного Знамени, Серафима Амосова получила в числе первых в полку — в сентябре 1942 года. Более 400 раз летала она на фронте днем, свыше 60 раз, постоянно рискуя, отправлялась на поиски посадочных площадок в районы перебазирования. А всего за годы войны Амосова совершила 555 боевых вылетов.

Читайте также: Марина Попович: Бабушка под облаками

Фото: AP

Полк, в котором служила Серафима Тарасовна, принимал участие в Северо-Кавказской, Краснодарской, Новороссийско-Таманской операциях. Отважные девушки летали над Керчью, сбрасывали оружие и продукты Эльтигенскому десанту. Вскоре, развивая наступление, полк перебазировался в Белоруссию, а потом и в Польшу. Здесь был поставлен своеобразный рекорд: за ночь летчицы вылетали на задание в среднем по 16 раз!

В мае 1945-го Берлин пал. Закончилась война. За мужество и героизм Серафима Амосова была награждена двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также медалями. После расформирования полка Сима была демобилизована и вскоре вышла замуж за Героя Советского Союза летчика Ивана Андреевича Тараненко, взяв его фамилию. Вместе супруги прожили длинную мирную жизнь и вырастили троих сыновей: Андрей окончил Суворовское училище и авиационную школу, Константин — институт, а Сергей стал кадровым военным.

Долгое время Серафима Тарасовна была редактором устного журнала "Боевая подруга" при Центральном доме Советской Армии, а с 1982-го по 1992 год возглавляла Совет полка. Скончалась летчица 17 декабря 1992 года, а похоронена гвардии майор в столице нашей страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить