Почему женщины выбирают хиджаб

Закрытая одежда - путь к свободе

На улицах разных городов мира все чаще можно встретить женщин, чья одежда скрывает фигуру, а порой и лицо. Является ли этот стиль одежды их добровольным выбором, или его навязывают женщинам их религиозные мужья и другие родственники? Как чувствует себя женщина, укутанная с головы до ног и лишенная привычной для европейцев сексуальности?

Комитет по делам женщин при правительстве Таджикистана провел опрос, результаты которого показали, что большинство женщин-мусульманок отказываются от светского европейского стиля одежды в пользу хиджаба ради сохранения семьи.

По данным, которые приводит Русская служба BBC, около 55 процентов участниц опроса говорят, что вынуждены надеть хиджаб по просьбе мужа, родителей, братьев и сыновей. В то же время 45 процентов таджикских женщин надели мусульманский головной убор добровольно.

Причем, как выяснилось, семь процентов сделали это не по религиозным убеждениям, а следуя моде или подражая героиням популярных в Таджикистане зарубежных телесериалов, самым известным из которых стал бразильский "Клон": его главная героиня носит красивые яркие мусульманские платки.

Опрос проводился среди мусульманок в возрасте от 15 до 45 лет. Исследование показало, что лишь семь процентов опрошенных имеют диплом о высшем образовании, остальные — аттестат о полном либо неполном среднем образовании. Окончательные итоги опроса, проводившегося анонимно, будут направлены в правительство.

"Нередко женщина не знает своих прав, данных ей светскими законами и религиозных, предписанных шариатом, — поясняет корреспонденту радиокомпании Зарафамо Рахмонова, активистка Партии исламского возрождения Таджикистана. — Нельзя принуждать к чему-либо без воли самого человека. Насилие не предполагает свободного выбора. Но, с другой стороны, жесткие ограничения на ношение головного убора таджикскими властями тоже неприемлемы. Что касается увлеченности радикальными идеями, часто женщина, не получившая образования и не имеющая работы, попадает в какие-то запрещенные группы. Ее необразованностью и сложным социальным положением могут воспользоваться".

В Таджикистане в прошлом году началась общественная кампания за "светский образ женщины". Женщинам не рекомендуют паранджу черного цвета, которая ассоциируется с ваххабитским направлением ислама. Однако власти не приветствуют и ношение обычного хиджаба.

Читайте также: Девушки в платках начинают и выигрывают

Тем не менее, закрытый стиль одежды выбирают для себя отнюдь не только мусульманки и не только по принуждению. Популярный блогер la-la-brynza делится в своем интернет-дневнике опытом прогулки в хиджабе по светскому Стамбулу, где такой стиль одежды от европейской женщины вовсе не требуется.

"Я ж попробовала раз. Не чаршаф (турецкое национальное покрывало, закрывающее голову и фигуру. — Ред.) — нет, не нашлось для меня в нашем квартале достойного чаршафа. Но у соседки отобрала я юбочку в пол, напялила сверху футболку бесформенную и с длинным рукавом и платок на голову натянула. На самый лоб", — рассказывает она.

По словам la-la-brynza, соседки, увидев ее в таком наряде, смеялись и "крутили пальцами у висков, но, кажется, понимали (ее) любопытство".

"Так вот я нарядилась и пошла гулять вдоль Босфора. Поздно уже было, часов эдак десять. Как раз время, когда семейные пары разбредаются по домам, а продвинутая молодежь выбирается к морю. И там уже и гитары, и кофе, и пивко… Не самое подходящее время для променадов", — пишет известный блогер.

Выводы она делает следующие: "Просто скажу, что я час бродила туда-сюда вдоль полутемной набережной и чувствовала себя… ммм… вот слово ищу теперь… не "защищенной" — нет! не правильно! и не "в безопасности", и уж точно не тупой овцой, на которую ни один мужик не взглянет (очень даже глядели). Но "в домике", что ли".

"То есть такая внутренняя безмятежность. И спокойствие очень настоящее. И знание, что даже заинтересованный мужской взгляд несет совсем другой контекст, нежели если бы я тут шлялась в обтягивающих джинсах и так далее", — описывает свои впечатления la-la-brynza.

Как рассказывает блогер, она "внезапно стала спокойнее и увереннее. Постоянный фоновый шум "я же женщина", состоящий из вроде бы привычных мелочей, вроде "чтобы юбка не перекрутилась, чтобы каблук не подвернулся, чтобы походка ровная и не слишком вихлявая, чтобы бретелька от лифчика не видна, чтобы тушь не потекла", вдруг исчез. И открылось столько свободного пространства для того, чтобы просто дышать, слушать море, глазеть по сторонам, не наталкиваясь на мужские "понимающие" взгляды и не возмущаясь тому, что взглядов не так много, как бы хотелось".

"И, конечно, необычно и … да! да! Пожалуй, приятно… отношение мужское. Не игривое и снисходительное, а уважительное и… на равных. Вот ведь фигня какая! Казалось бы, должно быть наоборот, раз я такая вся "забитая женщина Востока", ан нет", — пишет la-la-brynza.

После прогулки в хиджабе она делает следующие выводы: "закрытость" дает женщине свободу, а "мини-бикини" никакая не свобода и независимость, а наоборот.

Опыт "свободы в платке" можно пережить не тольков стране с большинством мусульманского населения. Многие православные женщины, которые преодолевают в длинных юбках и платках хотя бы путь от храма до дома, приходят к аналогичным с la-la-brynza выводам. Сознательный отказ от сексуальности в одежде не лишает "платочницу" мужского внимания, просто оно приобретает другой характер и несет в себе больше уважения. Девушки в платках воспринимаются мужчинами как более романтичные, способные на красивое чувство, как те, чье сердце труднее покорить, и потому знаки внимания с их стороны более ценны.

Девушки все чаще размещают в социальных сетях свои фотографии в закрытой одежде: национальных костюмах или исторических реконструкциях, а не в купальниках или мокрых майках, как это было распространено в первые годы существования "Одноклассников" и "ВКонтакте". В сети можно увидеть и старообрядческий женский костюм с традиционным сарафаном и платком, заколотым булавкой, и наряд понтийской гречанки, и европейскую одежду из разных эпох Средневековья.

Некоторые видят в этом протест против кричащей сексуальности в одежде, которая в наши дни воспринимается не как эпатаж, а как норма. В отличие от 90-х годов прошлого века, когда девушки из числа панков и радикальных левых шокировали окружающих ультракороткими мини и рваными в пикантных местах джинсами, сегодняшние "неформалки" все чаще выбирают юбки в пол — черные, как у готов, или пестрые, как у хиппи. Вы еще не пробовали прогуляться по городу в максимально закрытом наряде? Быть может, ради ощущения свободы не обязательно прыгать с парашютом — достаточно отказаться от сексуальности в одежде и взглянуть на мир иначе?

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить