Постижёр - изготовитель париков

Постижёр – повелитель париков

Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания "новой" шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.

Конечно, древнеегипетские "мастера париков" были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.

Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.

Читайте также: Торседорос - "отец" самых лучших сигар

С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. "Завивка" волос была сделана воском.

Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали "накладные волосы" чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.

Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.

Фото: AP

Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!

Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены "измышлением дьявола", а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…

Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.

В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и взаморскиеколонии.Вжаркихстранахгубернаторы,дворянеиофицерысновасделали"открытие" древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…

Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.

Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.

В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.

Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.

Фото: AP

Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…

Читайте также: Певец и кормчий: гондольер

Для изготовления же полностью искусственного парика используются волокна, полученные химическим путем. Ранее, в 60-х годах прошлого века, это были нейлон, акрил, полиамид и винил, а позднее появились канекалон и лафин. Конечно, опытный глаз вблизи легко отличит настоящие волосы от их имитации — искусственные волокна легко деформируются, электризуются и секутся. Однако такие парики наиболее активно используются там, где важно создать образ, зачастую без мелких деталей — в театре или в цирке. Перечень реквизита практически всех трупп в мире, без сомнения, содержит коллекцию париков — на все случаи жизни. Несколько иное дело — в кинематографе.

Профессия постижера — одна из самых востребованных в окологримерных кругах и в мастерских по созданию спецэффектов. Здесь важна высочайшая степень достоверности, а потому сырье применяется почти всегда натуральное. Искусство создания париков, усов и бород, например, голливудских постижеров считается лучшим в мире.

Иногда профессионалы набирают учеников и проводят мастер-классы. Есть талантливые постижеры и в нашей стране. Мастера париков часто неплохо зарабатывают — ведь их товар уникален и часто делается под конкретного клиента. Модники же поговаривают, что парики могут опять стать актуальным аксессуаром, а значит, спрос на услуги постижеров возрастет. Поживем — увидим. 

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить