День северных территорий в Японии

Южные Курилы: бессильная ярость Японии

Седьмого февраля Япония довольно громко отметила День северных территорий. Тон задавал премьер-министр страны Наото Кан. На общенациональном митинге, проходившем под лозунгом "За возвращение северных территорий" он назвал недавнюю поездку Дмитрия Медведева на Южные Курилы "непозволительной грубостью".

А японские ультраправые устроили возле Посольства РФ в Токио акцию протеста, в ходе которой потребовали возвращения Южных Курил и надругались над российским флагом.

Как известно, Токио претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Не случайно День северных территорий отмечается 7 февраля: именно 7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали двусторонний Трактат о торговле и границах, по которому границу провели между островами Уруп и Итуруп. В результате находившиеся к югу от последнего Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии. В условиях неудачной Крымской войны, когда против России единым фронтом выступили Англия, Франция, Турция и Сардинское королевство, царь не хотел ссориться с японцами.

В свою очередь, позиция России основана на том, что она владеет Южными Курилами на законных основаниях как правопреемница СССР, получившего эти территории после разгрома японских союзников Гитлера в 1945 году. До сих пор стороны так и не подписали мирного договора. Токио увязывает это с возвращением четырех южнокурильских островов.

Японские СМИ отметили, что заявление Кана по поводу Курил было необычайно жестким. Можно предположить, что отчасти это обусловлено повышенным вниманием к этому региону высших российских чиновников.

Но ожидать вслед за этим каких-то более серьезных шагов не приходится. Несмотря на жесткость заявления Кана, оно является дежурным. В условиях острой политической борьбы в Японии он просто вынужден сделать подобное заявление, иначе бы его обвинили в недостаточном отстаивании японских интересов.

Что касается японцев, то сейчас реальное обострение с нами им невыгодно. Они прекрасно понимают все преимущества экономического сотрудничества между нашими странами. Не случайно тот же Кан, требуя от нас возвращения островов, тут же поспешил сгладить впечатление от собственного выступления, заявив, что Япония намерена вести с Россией переговоры по экономическому сотрудничеству.

Пока же японская сторона намерена сосредоточиться на дипломатическом решении проблемы. Так, 10 февраля в Москву для переговоров отправляется глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара, который обещал посвятить свою политическую карьеру тому, чтобы "как можно скорее добиться возвращения исконных территорий".

Фото: AP

Почему японцы так упорно цепляются за несколько островов, ставя своими территориальными претензиями под угрозу японо-российские отношения в целом? На что же надеется Токио? Что мы поддадимся политическому давлению и создадим опаснейший прецедент крупных территориальных уступок? Просто ставки в навязываемой нам "курильской игре" очень высоки.

Во-первых, установление японского контроля над Южными Курилами даст Токио серьезные запасы природного газа, а также позволит заметно увеличить добычу рыбы, крабов и пр. Во-вторых, передача Южных Курил Японии заметно ограничит возможности для маневров нашего Тихоокеанского флота, а значит, нанесет заметный ущерб нашей обороноспособности.

Читайте также: Японский посол будет следить за Медведевым

Кроме того, передача Южных Курил станет отправной точкой для дальнейших территориальных притязаний на прочие острова Курильской гряды и на Сахалин. Благо, в Японии понятие "северные территории" весьма размытое. И там существуют довольно сильные движения, выступающие за возвращение Стране восходящего солнца всех утраченных в 1945 году территорий.

Кроме того, в случае передачи Южных Курил заметно оживятся и прочие желающие расширить собственные границы за счет России. Одно дело, если мы добровольно проводим с кем-то демаркацию границы, и совсем иначе выглядит уступка грубому нажиму.

Явно выраженные претензии к нам, кроме японцев, имеет Эстония. Кроме того, довольно мощные националистические движения, также требующие от нас территориальных уступок, имеются у Латвии и Финляндии.

Ранее, во времена Ющенко, прирасти дополнительными территориями за счет России мечтала и Украина. О "несправедливо" отторгнутых в царское время землях на Дальнем Востоке не забыли и китайцы.

Учитывая, что в Москве понимают стратегическую значимость для России Курил, можно предположить, что подобные идеи главного японского дипломата останутся наивными мечтами.

Поэтому в таких условиях японские мечты продавить нужное решение выглядят очень призрачно. В частности, об этом говорит и реакция российского МИД, неоднократно отвечавшего на претензии Токио в том духе, что поездки высших представителей российской власти по Южным Курилам являются сугубо внутренним делом РФ.

Примечательно, что во многом острая реакция японцев стала следствием того, что Москва все-таки начала вспоминать о своей дальневосточной окраине. В 1990-е годы, когда Москва забыла о далеких островах, живших своей незавидной жизнью, Токио всячески обхаживало курильчан, надеясь, что оставленный без внимания центра архипелаг, подобно перезрелому яблоку, в конце концов сам упадет ему в руки.

Но теперь ситуация сдвинулась с мертвой точки. И хотя проблемы Курил, в том числе Южных, остаются во многом прежними, позитивные изменения есть. Например, российские власти намерены улучшить транспортное сообщение островов с Большой землей за счет строительства новых аэродромов и причалов, а также укрепить их оборону. В Курилы, в том числе и Южные, сегодня вкладываются большие средства.

Все это говорит о том, что Россия не намерена дарить свои территории каждому желающему. Этим-то и обусловлена бессильная ярость японских политиков.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *