Уникальный концерт уникальной певицы

Сегодня в это трудно поверить, но это так — в России есть удивительная, гениальная певица с уникальным голосом, с талантом мирового масштаба, изредка дающая полублаготворительные концерты и известная избранным.

Нам предлагают слушать безголосых девочек, потому что они чьи-то девочки, к нам везут, крича о чуде, Сезарию Эвору с далекого осторова, и вот уже много лет на краю Москвы, в квартире, в которой невозможно даже репетировать и заниматься с учениками живет певица, при жизни ставшая мифом.

Миф о Лине Мкртчян родился по двум причинам — первая причина — ее удивительный голос. Все, кто слышал ее, говорят о том, что голос, слышавши раз, невозможно забыть.

Музыкальные критики оценивают удивительные диапазон звука и тембр, а те, кто не может говорить музыкальными терминами, просто рассказывают, как слышат, как чувствуют, как видят этот удивительный голос.

Те, кто не привык мыслить словами и образами, просто говорят — "это что-то уникальное и неземное", углубляясь в воспоминания и уходя в себя.

Те, кто всегда облекает мысль в слова, пытаются передать Линин голос иначе:
"...Голос Лины Мкртчян отличается редкой красотой, силой, наполненностью. Он точно льется с небес, одновременно приподымаясь, устремляясь ввысь" - академик Д.С. Лихачев.

"...Лина — удивительный, оригинальный, захватывающий своей мощью талант с независимым музыкальным мышлением, обостренным чувством нового, безупречным художественным вкусом". — Софья Губайдулина.

"...Страшная мука и наказание обладать талантом такого масштаба". — Александр Сокуров.

Вторая причина рождения мифа — очень многие слышали о Лине Мкртчян, но не слышали Лину. Ни на концертах, ни в записи. Концерты очень редки, а записей практически нет. И это, наверное, самое страшное, потому что певица создает монографии — так она их сама называет — свои вакальные серии, во внутренней структуре которых, смысловой нагрузке построения программы, царят удивительная гармония и стройность.

"У меня ведь концерты редки, крайне редки, иногда пою один концерт в полгода. Поверьте, я не могу тиражировать то, чем занимаюсь. Мои программы настолько насыщенны, что я просто немею после каждого концерта. Я не могу петь два вечера подряд одно и то же. В один вечер я пою Баха, в другой — Свиридова, в третий — Шуберта... У меня нет своего импрессарио или администратора, так же, как у меня просто не может быть спонсора. Почему? Понимаете, люди, которые торгуют тринадцатилетними девочками в турецких домах или оружием, но при этом как бы жертвуют на духовность... Я не имею права принимать их помощь, не хочу, нельзя, и все тут. Вот если бы появился новый Морозов или Рябушинский, который бы просто заболел моим безумием, который бы действительно понял, чем я занимаюсь, зачем это, кому, почему так, а не иначе, если бы такой человек дал мне возможность осуществить пусть не все, но хотя один из моих проектов, ну конечно, я была бы счастлива и безмерно благодарна. Но это невозможно. Людей, которые бы заработали капитал честным путем, пока нет.

Помимо проектов существуют еще и минимально необходимые условия для профессионального существования. Должно быть помещение, в котором я могла бы пропевать версии своих историй. У меня нет такого помещения, я не могу платить за аренду, я иногда пою "всухую" и, выходя на сцену, не знаю, чем это кончится. Безумие, говорите?.. А мне так не кажется. Напротив, было бы странно, будь иначе. Когда,собственно, было по-другому? И чем это время отличается от какого-то другого? Нет, разница, конечно, есть, но не "в том месте", о котором вы думаете. У меня сорок монографий, из которых почти ничего не записано. Хотя и понимаю, что я обыкновенный человек, с которым завтра может случиться все, что угодно. И что останется? Я же только музыкант, после меня останется только то, что мне позволили записать, все остальное недоказуемо. Хотя это ведь не прожекты, не мечты, не грезы, это... понимаете, это как раз в сорок дней дать человеку поесть.

Я люблю петь в храмах тихо, очень тихо, абсолютно нивелируя тембр. Это то, чему меня не учили ни в консерватории, ни в Гнесинском, ни в ГИТИСе. Молитвенному отношению к слову. Ведь в храме главное — молитва, и каждая фраза высвечивает то или иное ключевое слово, и в каждом слове интонируется определенная согласная. Не гласная — именно согласная; она как бы держит вертикаль света, как бы создается какое-то подобие золотого сечения, вместе с аркой, сводом, тем излучением, что идет от намоленных образов, и таким диагональным возгласом батюшки у алтаря или вздохом людей в храме... Я не должна выделяться, иначе нарушу гармонию, совершенство этого сооружения. Поскольку у меня низкий голос, я как бы создаю воздушную подушку для хора, оставаясь при этом совершенно незаметной. Хотя бывают случаи, когда не оказывается тенора, и я пою за тенора, нет баса — пою за баса, нет сопрано — за сопрано. В пасхальную ночь я пою уже в четыре часа утра, натощак. Натощак — это нормально, в день, когда у меня концерты, я вообще ничего не ем, не потому, что я "такая духовная", а просто у меня как бы пропадает само это глотательное движение... Хотя нормальные, здоровые вокалисты, они просто должны съесть МЯСА! И что-нибудь еще. БУЛЬОНУ! Они при этом становятся красными, с них течет, но у них тогда есть силы ДЕРЖАТЬ ОПОРУ. Такой опорыу меня нет." - сказала певица в одном из своих интервью. Тоже редких, как и концерты. Зато откровенных и таких, в которых каждое слово — от сердца.

В понедельник, 9 сентября, в 18 часов в Актовом зале всего на 300 мест в Храме Свт. Николая в Заяицком (Раушская набережная, д. 28) состоится первый за последние полгода концерт Лины Мкртчян. Когда будет следующий — не знает никто.

· В программе вечера — С. Рахманинов. "Сон", сл. А. Плещеева.
· С. Прокофьев. Фрагмент из кантаты "Александр Невский"
· Н. Римский-Корсаков. "Редеет облаков летучая гряда",
сл. А. Пушкина
· А. Даргомыжский. "Старый капрал", сл. В. Курочкина
· А. Даргомыжский. "Тучки небесные", сл. М. Лермонтова
· П. Чайковский. "Соловей" (отрывок из "Песен западных славян" А. С. Пушкина)
· С. Рахманинов. "Уж ты, нива...", сл. А. К. Толстого
· П. Чайковский. "Растворил я окно...", сл. в. кн. К. Р.
· "Алтай", русская народная песня в обр. В. Седова (из репертуара Лидии Федоровны Шаляпиной)
· А. Гречанинов. "Сборщик на колокол", сл. В. Брюсова
· А. Варламов. "Молитва", сл. М. Лермонтова
· П. Чайковский. "Подвиг", сл. А. Хомякова
· Н. Римский-Корсаков. "Горними тихо летела душа небесами", сл. А. К. Толстого
· П. Чайковский. Отрывок из поэмы А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"
· Н. Римский-Корсаков. "Пророк", сл. А. Пушкина
· М. Глинка. Колыбельная песнь

Во втором отделении творческого вечера певица ответит на вопросы слушателей.

Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить