Свод вечных российских ценностей обсуждается

Русская православная церковь выступила с новой инициативой. Протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что в возглавляемом им Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества разработали "Свод российских ценностей". Отец Всеволод призвал всех желающих к участию в публичном обсуждении документа, и дискуссия вокруг него в Сети уже разворачивается.

В "Свод вечных российских ценностей" авторы документа включили справедливость, свободу, солидарность, соборность, самоограничение, патриотизм, ценность блага человека, любовь, верность.

"Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить", — сказал отец Всеволод.

По признанию самого священника, название документа "Вечные ценности — основа российской идентичности", под которым объединены общественные приоритеты, является "достаточно амбициозным". При этом речь не идет о ценностях, которые важны в силу своей давней истории или эффективности в текущий политический и экономический момент. Критерием истинности этих ценностей стала "их укорененность в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой".

Как отметил глава Синодального отдела, справедливость, которая возглавляет список, понимается как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Это понятие также включает в себя социальные гарантии, требует преодоления бедности и коррупции, предполагает достойное место для каждого человека в обществе и для всей нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу, распределение ценностей, духовных и материальных, созданных трудом людей, должно быть справедливым и заслуженным.

Читайте также: Дресс-код — предложения от Церкви

Под свободой авторы документа подразумевают в том числе и свободу предпринимательства, свободу слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, самостоятельность, независимость, самобытность российского народа.

Как считают в Отделе, солидарность — это способность разделить с другими бремя их забот, трудности, болезни, скорби, а также общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, жизнеспособность.

В то же время авторы документа различают солидарность и соборность, под которой подразумевается единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества, нравственная ответственность личности перед ближними и обществом.

Следующая ценность — самоограничение — понимается как отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества.

Далее в списке следуют патриотизм, понимаемый как вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради Родины, и ценность блага человека, его благосостояние и достоинство. Духовное и материальное благополучие человека понимается как основной приоритет социального развития и соблюдение прав человека.

Список завершают семейные ценности — любовь и верность, забота о младших и старших.

Предложения отца Всеволода поддержали присутствовавшие на круглом столе представители иудейских и мусульманских общин России. Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер указал на необходимость планомерной, системной работы по внедрению этих ценностей в школы и университеты. Заместитель главы Духовного управления мусульман европейской части России Харис Саубянов полностью согласился с философскими и общечеловеческими категориями, которые заложены в "Своде", но предложил "поставить патриотизм на первое место, распределив остальные ценности по степени важности", а также понятие "соборность" заменить "общенациональным единством".

Опубликованный во вторник вечером документ уже вызвал бурные дискуссии в блогосфере. Его обсуждают и православные блогеры, и те, кто придерживается атеистических, антирелигиозных взглядов. Многие православные пользователи Сети, главным образом те, кто пришел в Церковь еще в советское или раннее постсоветское время и привык ассоциировать свое православие с диссидентством и протестом, считают ряд последних заявлений отца Всеволода морализаторством, не оставляющим места для свободы. "Вчера — дресс-код, сегодня — свод ценностей, а где же свобода во Христе?" — недоумевают они.

По мнению одного из участников дискуссии, в число ценностей христианских не входит справедливость. "А как же быть с евангельской притчей о работниках одиннадцатого часа?" — интересуется он. Ведь, согласно притче, те, кто трудился в поле целый день, и те, которые пришли последними, получили равную оплату за неравный труд.

Атеисты указывают на "слишком гуманистический" характер "Свода ценностей" и упрекают Церковь в заимствовании из области светской этики и идей социализма тех положений, которые не родились в ее лоне. Некоторые сравнивают документ с "Моральным кодексом строителей коммунизма" и иронизируют по этому поводу. 

Пользователи рунета также отмечают, что иерархия ценностей, предложенная сотрудниками ОВЦО, не совпадает с теми данными, которые показывают социологические опросы. В частности, участвуя в различные опросах, россияне ставят на первые места любовь, семейные отношения и дружбу, которым в списке "Вечных ценностей" отведено последнее место.

Православные критики документа недовольны тем, что в "Своде" ни слова не говорится о Боге и вере. Но авторов документа можно понять, — ведь он адресован всем жителям светского многоконфессионального государства и создан с целью найти то общее, что способно их объединить.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить