Как создается "богословие террора"

У радикальных исламистов есть четкая цель — построить всемирное мусульманское государство, живущее по шариату. Эта цель оправдывает любые средства, в том числе терроризм. Правда ли, что, изучая Коран и Сунну пророка Мухаммеда, можно сделать только такие выводы? Об этом "Правде.Ру" рассказали муфтий Альбир Крганов и исламовед Роман Силантьев.

— Альбир-хазрат, верят ли традиционные мусульмане в то, что террористы попадут в рай?

Муфтий Альбир Крганов, председатель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона страны в составе ЦДУМ:

— Нет, конечно. Скажу, что сегодня принято заявление Центрального духовного управления мусульман России по случаю, который произошел в Домодедове. Мы с ужасом и беспокойством узнали об этом событии. Традиционное мусульманство и наши религиозные организации полностью осуждают терроризм в любых его проявлениях, и нет оправдания террористам, бандитам, им нет прощения от Бога. Это четкое определение Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда, и верующие мусульмане очень четко для себя это понимают.

— Во что верят те, кто организует и совершает теракты?

— Это не то что категория верующих, это просто нелюди, которые это творят. И это совершенно очевидно и ясно для верующего человека. Если даже эти люди пытаются прикрываться какими-то национальными или религиозными убеждениями, у террориста нет национальности и религиозной принадлежности. Мы очень четко понимаем, что это люди без веры, без нации, без всего святого, потому что если в человеке есть мало-мальски совесть, ценности в жизни, то он никогда на это не пойдет.

— Где именно террористы ошибаются в толковании Корана?

— Ясно абсолютно, что в Коране, Сунне, Шариате нет никакой основы для терроризма. То, что некоторые радикалы пытаются находить подспорье в священных книгах, — это полная ложь, потому что и Пророк, и Всевышний запрещает это. В Коране говорится о том, что если кто-то будет причиной убийства хотя бы одного человека, то это равносильно тому, как будто он убил все человечество. И наоборот, если он помог одному человеку спастись, то этот человек как бы спас все человечество.

Это могут быть какие-то больные люди, которых используют.

— Могут ли теракты спровоцировать негативное отношение к умеренным мусульманам? Например, москвичи и жители других городов начнут протестовать против строительства новых мечетей, потому что они будут считать мечети "базами террористов".

— Такой большой опасности, конечно, мы не видим. Но, к сожалению, действия этих бандитов и направлены на то, чтобы вбить клин между нациями и религиями. Кому-то, видимо, очень нужно разобщить, расколоть наше единое пространство, нашу страну, общество и людей.

Я думаю, что люди, и москвичи в частности, понимают, что простые мусульмане, такие же граждане, трудяги, к этому никакого отношения не имеют.

Тем не менее факт есть факт, и, возможно, некоторые люди думают, что это связано. Наша задача — объяснять людям, что нет оправдания террористам и никакого отношения к религии они не имеют.

Читайте также: Что остановит ваххабитскую атаку

— Роман Анатольевич, как вы считаете, какие богословские обоснования находят исламистские радикалы для совершения терактов?

Роман Силантьев, известный исламовед:

— Массу обоснований они находят. Даже есть такое понятие "богословие террора". Есть понятие нията (и в исламе в целом, и у радикалов в частности), то есть намерения. И вот это понятие нията зачастую абсолютизируется. Наша пословица о том, что "благими намерениями вымощена дорога в ад", там никому ни смешной, ни забавной не кажется. Главное — чтобы было благое намерение. То, что в итоге получилось, уже, как говорится, дело десятое.

Существует благое намерение установить во всем мире исламское государство. Для достижения этой цели хороши все средства. В общем-то, самое простое оправдание, что те люди, которые погибают во время терактов, пусть даже и мусульмане, они могут "шахидами" называться. Мол, сам Аллах им так предписал погибнуть. Их же убить-то не хотели, хотели убить конкретных врагов, хотели конкретную власть к чему-то призвать. А те мирные жители, которые погибают в терактах, — ну, это, как говорится, "лес рубят — щепки летят". Неизбежные издержки этого "террористического производства".

— В каких-то местах Корана или Сунны сказано, что "неверных" нужно убивать?

— Одни и те же тексты можно интерпретировать по-разному: кого считать неверным, при каких обстоятельствах их нужно убивать. Одни и те же цитаты из Корана можно интерпретировать так, как это делают радикалы, но в то же время другие, нормальные мусульмане, интерпретируют их по-другому.

Ислам в основном базируется на Священном Предании, на Сунне, в которой объясняются все положения Корана на основе каких-то практических примеров. Из этого делаются выводы. Если некий деятель когда-то так поступил, то, значит, и впредь так поступать можно. Это главная почва для дискуссии между нормальными мусульманами и мусульманами-экстремистами. Не сам Коран, а его толкования.

 

— В интернете размещено много роликов с проповедями Саида Бурятского, убитого в прошлом году. Они зажигательны, рассчитаны на молодежь. Можно ли что-то противопоставить подобной пропаганде?

— Это сделать сложно, поскольку это же интернет, туда любой человек может все, что угодно, выложить. Конечно, можно минимизировать появление таких людей, как Саид Бурятский. Нужно как минимум ликвидировать организации, которые являются инкубаторами для террористов. Это несколько усложнит им жизнь. Ведь они где-то проходят первичное обучение, получают "путевку в жизнь", а потом уже становятся террористами. Хотя некоторых к этому готовят с младых ногтей, прямо-таки с детства. В интернете можно увидеть ролики, в которых шести-, пятилетние мальчики уже призывают убивать русских, просят себе пистолет в подарок.

Это целая террористическая индустрия. На каждого террориста приходится по 10-20 человек, которые помогают ему в осуществлении терактов, собирают деньги, осуществляют прикрытие, то есть пособников. И у нас борьба с ними ведется плохо, законодательство в этом смысле серьезно хромает. Уничтожение самих террористов — это не проблема, а уничтожение тех, кто им помогает, — это проблема. Пока эта инфраструктура не разрушена, а разрушить ее очень сложно, теракты будут продолжаться. Судя по тому, что у нас терактов становится все больше, мы эту войну не выигрываем, мягко говоря. Значит, надо радикально менять методы воздействия.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить