Деревня Гадюкино – село или бренд?

229074.jpegПридуманная очень давно, чуть ли не в советские времена, Виктором Шендеровичем деревня Гадюкино стала поводом для судебной тяжбы. Писатель подал в суд на издательство, опубликовавшее роман с этим словосочетанием в названии. Коптевский суд столицы уже в наше время, вот только что, принял к разбирательству иск гражданина Шендеровича о защите интеллектуальной собственности.

Известный писатель, сатирик и шоумен попросил взыскать с издательства "Эксмо" компенсацию за нарушение авторских прав и моральный вред. Сумма, указанная в иске, — около 400 тысяч рублей. То есть Виктор Анатольевич оценил свой моральный и материальный ущерб в 10 тысяч условных единиц, будь то доллары или иная хорошая валюта.

Спор возник из-за романа "Император деревни Гадюкино" Дарьи Донцовой. Шендерович заявил суду, что издательство растиражировало книгу, в которой "используется его метафора". К тому же у него есть претензии по прежнему договору на издание одного из его произведений, поскольку спустя несколько лет "Эксмо" выпустило дополнительные тиражи, не поставив автора в известность.

Знаменитая фраза про "деревню Гадюкино" есть в сочиненном Шендеровичем скетче "И коротко о погоде", опубликованном в его книге "В деревне Гадюкино — дожди" в начале 90-х. К скетчу имеет отношение и еще один талантливый человек, Геннадий Хазанов, ставший его первым, лучшим, а возможно, и единственным исполнителем: "…Во вторник в Европе сохранится солнечная погода, на Средиземноморье — виндсерфинг, в Швейцарских Альпах — фристайл, в деревне Гадюкино — дожди. В среду еще лучше будет в Каннах, Гренобле и Люксембурге, совсем хорошо в Венеции, деревню Гадюкино — смоет…". Для большинства с этими словами ассоциируется именно Хазанов, а не автор Шендерович.

Благодаря звучному названию вымышленный топоним вообще получил довольно широкое распространение, многие россияне готовы переименовать или почти уже переименовали в Гадюкино какую-нибудь свою "малую родину".

Читайте также: Ленин обновил Даля неприличным словом

У Дарьи Донцовой (а точнее — Агриппины Аркадьевны Васильевой, таково настоящее имя детективщицы), автора более сотни книг, в последнее время дела идут неплохо. Причем Васильева-Донцова, как автор "иронических детективов", к писаниям своим относится легко и беззаботно — по виду. Думаю, что только по виду.

А вот Александра Маринина, она же Марина Анатольевна Алексеева, коллега Дарьи Донцовой по цеху, автор около сорока книг, вроде бы детективщица серьезная. Но и она недавно сочинила роман, озаглавив его "Жизнь после жизни", странным образом, ну просто слово в слово, повторив название книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни" (продолжение его бестселлера "Жизнь после смерти"). Марина Алексеевна, будучи кандидатом юридических наук и подполковником милиции запаса, заблаговременно зарегистрировала в качестве товарных знаков своей псевдоним "Александра Маринина" и словосочетание "Настя Каменская". А вот Раймонд Моуди ничего такого с названием своей книжки не сделал. Как и легкомысленный Виктор Шендерович.

Не знаю, стал бы Виктор Анатольевич, издавший, в отличие от вышеназванных коммерческих писательниц, всего-то около двадцати книжек, подавать в суд, скажем, на Татьяну Никитичну Толстую, внучку автора "Гиперболоида инженера Гарина", "Приключения Буратино" и маму успешного дизайнера Артемия Лебедева?

229071.jpegС Татьяной Никитичной лет десять тому назад случилась похожая история. Она написала роман "Кысь" — постапокалиптическую антиутопию, рассказывающую про то, что может произойти с Россией в результате ядерной войны. Но вот беда, другой серьезный писатель, Владимир Кунин, тоже написал роман с очень похожим названием "Кыся". Они не судились, поскольку коммерческими писателями не являлись, не являются и являться не собираются, оставаясь прозаиками, художниками слова.

Что касается Виктора Анатольевича, то он тоже считается, и небезосновательно, художником слова. Кроме того, долгое время был ведущим на радио "Свобода". Однако с ним случилась неприятность. Он попал не в ту компанию, не в том месте и не в то время. Проводил он это время вместе с другим талантливым писателем, а теперь еще политиком Эдуардом Вениаминовичем Лимоновым (Савенко) и молодой, симпатичной девушкой легкого поведения. Тот вечер был бесстрастно зафиксирован на скрытую видеокамеру неизвестными недоброжелателями — то ли Лимонова, то ли Шендеровича. (Американцы подтвердили мнение о себе как о приверженцах пуританской морали.)

Лимонову — все как с гуся вода, он про себя еще не то сочинял. А вот Виктору Шендеровичу — не поздоровилось, он был вынужден уйти с "вражеского голоса". Хоть и простенькая была подстава, но она оказалась очень действенной. Возможно, с тех пор Виктор Анатольевич превратился из успешного шоумена в стареющего небогатого писателя и вынужден бороться за каждую десятку тысяч долларов…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить