Между Ливаном и Израилем зреет газовая война

Израиль готов применить военную силу для защиты своих газовых месторождений от "вражеских посягательств". Такое предупреждение сделал премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху 19 января в адрес Ливана.

Напомним, что речь идет об эксплуатации недавно открытых месторождений голубого топлива на шельфе Средиземного моря "Левиафан" и "Тамар", на которые претендует ливанская сторона.

Первые предположения о наличии в регионе крупных газовых месторождений были высказаны еще в 2008 г. В 2009 г. были открыты аж три газовых месторождения: "Левиафан", "Тамар" и "Далит".

А к новому 2011 году Израиль получил настоящий подарок: разведочное бурение, проведенное 29 - 30 декабря американскими и израильскими компаниями (в том числе консорциумом Noble Energy), превзошло все результаты. В общей сложности оценочные запасы газа в трех месторождениях составляют 700 млрд кубометров.

При нынешнем потреблении голубого топлива этих запасов Израилю хватит на 150 лет. Впрочем, его руководство не намерено использовать подобные месторождения исключительно в своих нуждах и рассчитывает наладить экспорт газа в Европу.

Кроме того, геологи уверены в том, что в этом же районе имеются и нефтяные месторождения, запасы которых могут составить три млрд баррелей и более.

О серьезности нефтегазовых намерений Тель-Авива говорит и тот факт, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху уже пообещал увеличить государственную долю в прибылях от газодобычи аж в два раза, до 62 процентов. Причем, как уверяет глава израильского правительства, деньги, полученные от газодобычи, пойдут на нужды образования и национальной безопасности.

Общая стоимость запасов голубого топлива на этих месторождениях составляет около 100 млрд долларов. Правда, пока говорить о начале добычи рано: по оценкам экспертов, на подготовительные работы уйдет семь лет. Дело в том, что глубина моря в районе ожидаемой добычи составляет от 1,6 до двух километров. Кроме того, для этого потребуется вложить десять млрд долларов.

Однако открытие крупнейших за последние 10 лет газовых месторождений заметно изменило ситуацию. Во-первых, это заметно усиливает позиции Израиля, ранее находившегося в сильной зависимости от поставок зарубежных энергоресурсов. Во-вторых, это автоматически ставит крест на реализации планов в регионе российской компании "Газпром".

Сложность ситуации состоит в том, что Израиль и Ливан находятся в состоянии войны. Причем последний пытается оспорить израильские претензии в международных инстанциях. В начале января текущего года он подал жалобу в ООН, к которой была приложена и карта.

Фото: AP

Хотя, казалось бы, логика в их претензиях была: считается, что месторождения находятся ближе к ливанским берегам. И в этой связи официальный Бейрут намерен добиваться пересмотра морской границы с Израилем.

Но тщетно ливанцы взывают "к справедливости". Им не удалось убедить чиновников ООН в своей правоте. И хотя координатор ООН в Ливане Майкл Уильямс заявляет о намерении защитить "право Ливана" на освоение "Левиафана" и "Тамара" в "своих экономических водах", такая позиция не нашла понимания у других чиновников этой международной организации.

Так, министр иностранных дел Ливана Али Шами направил генсеку ООН Пан Ги Муну официальное письмо с требованием остановить израильскую добычу газа из месторождений "Левиафан" и "Тамар", но ООН отклонила эту просьбу. По словам пресс-секретаря организации Мартина Незирки, "мандат международного миротворческого контингента UNIFIL не позволяет перекраивать уже имеющиеся морские границы", особо отметив, что прибрежные воды и морские границы - две разных проблемы.

Все это льет воду на мельницу Нетаньяху. "Нет никакого сомнения в том, что эти ресурсы, этот газовый проект представляет собой стратегическую цель для врагов Израиля... Поэтому я решил, что Израиль примет участие в защите этих активов, этого проекта", - открыто заявил израильский премьер.

О том, какую важность для Израиля представляет открытие данных месторождений, говорит сам Нетаньяху: "Я призываю всех - министров, депутатов Кнессета, инвесторов, предпринимателей и общественность - проявить ответственность и сплотиться в решении задачи быстрого освоения месторождений".

Причем для Тель-Авива сохранение контроля над газовыми месторождениями рождает еще одну проблему: как обеспечить безопасность уязвимых для потенциальных ударов террористов буровых платформ? Учитывая то, что они будут находиться всего в нескольких десятках километров от ливанских берегов, никто не даст гарантии того, что та же "Хизбалла" в случае нового обострения не атакует их иранскими ракетами или быстроходными катерами. И если хотя бы одна подобная атака увенчается успехом, для Израиля это может иметь катастрофические последствия.

Таким образом, открытие газовых месторождений стало еще одним яблоком раздора в регионе. Энергетические амбиции Израиля и Ливана автоматически ставят крест на перспективах мирного урегулирования между двумя странами и создают еще одну отправную точку для нового военного столкновения. Учитывая то, что за спиной Ливана в столкновениях с Израилем всегда стояла Сирия, которую, в свою очередь, поддерживает Иран, перед израильской стороной вырисовывается в перспективе столкновение сразу с несколькими странами. Насколько реалистична новая война в регионе и на этот раз из-за газа, в интервью "Правде.Ру" рассказал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

Фото: AP

Читайте также: Израильские "Ветровки" против русских "Корнетов"

"Судя по всему, Ливану ловить тут нечего. Во-первых, его попытки решить проблему обращением в ООН изначально неэффективны. И дело даже не в том, что в добыче газа свой интерес имеют американцы и не в том, на чьей стороне находятся симпатии чиновников этой международной организации.

Во-вторых, Ливан одинок в своей борьбе. Сирия при всем желании не способна оказать ему действенную помощь. С одной стороны, она уже не имеет прочных позиций в Ливане, о чем наглядно говорит то, что в 2005 г. она выполнила резолюцию ООН 1549 и вывела оттуда свои войска. С другой стороны, она не имеет для этого ресурсов. И все это на фоне крайней нестабильности среди ливанской политической элиты.

Сейчас в Ливане наращивает влияние Саудовская Аравия, которая даже в наихудшие моменты отношений с Израилем не ввязывалась с ним в драку. Она не сделала этого в 1973 г., и тем более, не сделает этого сейчас. Причем один из ведущих ливанских политиков, Саад Харири, по сути, является не ставленником Сирии, а Саудовской Аравии. И по сути, последняя все больше вытесняет оттуда первую.

Более того, сама Сирия год от года попадает во все большую зависимость от Саудовской Аравии. В последнее время бюджет этой страны на треть зависит от дотаций из стран Персидского залива. Конечно, можно предположить, что саудийцы, прежде финансировавшие сирийцев для сохранения противостояния Израилю, вновь попытаются науськать их на израильтян. Но навряд ли. Сейчас они больше озабочены растущей иранской угрозой.

В-третьих, необходимо учитывать решимость Израиля отстоять свои стратегические интересы, среди которых энергетическая безопасность и обладание водными источниками находятся на первых местах. И здесь израильтяне не пойдут ни на какие компромиссы. Для них это вопросы жизни и смерти.

Иными словами, стремление арабов установить контроль над этими месторождениями разбивается об израильскую решимость. Иначе, параллельно мы видим разрозненность ливанской политической элиты, слабость Сирии и нерешительность Саудовской Аравии. Разумеется, на словах в регионе много кто может бросить израильтянам вызов, но на деле таковых сейчас особенно не отмечается".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Последние материалы