Американский ВПК превратился в монстра

Ровно пятьдесят лет назад, 17 января 1961 года, президент Дуайт Эйзенхауэр выступил с "прощальным" обращением, в котором предупредил американцев об опасности, которую представляет дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса страны: "Мы должны строго следить за тем, чтобы не допустить сосредоточения в наших правительственных органах такого влияния его представителей, которое превышало бы их полномочия, независимо от того, заинтересован в использовании этого влияния военно-промышленный комплекс или нет. Возможности для чудовищного подъема силы, находящейся не на своем месте, существуют и будут расти. Нельзя, чтобы ВПК поставил под угрозу наши свободы или демократические процессы".

Насколько были обоснованны и реальны опасения генерала Эйзенхауэра относительно превращения ВПК США в "монстра"? И можно ли говорить о том, что именно представители американского военпрома толкают политическое руководство к развязыванию агрессий в мире? О том, как видится ситуация по прошествии пятидесяти лет, в интервью "Правде.Ру" рассказали эксперты Павел Золотарев и Александр Храмчихин.

"Опасения Эйзенхауэра были правильные, — уверен заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев. — Одна из причин, почему ВПК оказывает существенное влияние на политическую власть, объясняется его влиянием в экономике, а также предыдущим экономическим развитием страны. Ведь обычно экономика определяет политику. Причем компании борются за государственные заказы, ведь финансирование, связанное с "оборонкой", наиболее выгодное. Представители ВПК любыми способами пытаются получить деньги под военные заказы, которые не столько нужны государству, сколько им самим.

Правда, есть и другие примеры, когда через оборонные заказы правительство спасало компании от банкротства. Так, после событий 11 сентября ситуация с авиаперевозками в США стала катастрофической. Число желающих совершать авиарейсы на борту гражданских лайнеров сократилось в разы. А раз так, то и заказов на производство новых самолетов не было.

В итоге тот же "Боинг" спасали предоставлением ему дополнительных военных заказов. Речь, в частности, идет о системе ПРО. Дело в том, что многие компании, относящиеся к американскому ВПК, выпускают продукцию не только военного, но и гражданского назначения. Поэтому нельзя однозначно сказать, что американский военно-промышленный комплекс, в том виде, в каком он существует, является неким злом. Как показывает ситуация, благодаря тому, что многие компании США выпускают продукцию не только военного, но и гражданского назначения, их можно в случае необходимости поддержать.

Фото: AP

Однако сейчас американский ВПК имеет самое серьезное влияние на власть и на получение заказов, размеры которых нередко превышают необходимые пределы. Как известно, США сегодня обладают самыми мощными вооруженнымисиламивмире,чтовомногомобеспечивает должное влияние в мире. Но для этого такая мощь, которая стоит колоссальных денег, абсолютна не нужна. Получается, что колоссальные средства, которые бы могли использоваться в других сферах, пускаются на ветер. И всему миру следует извлекать уроки развития американского военно-промышленного комплекса".

Читайте также: С-500 против гиперзвукового оружия

"Эйзенхауэр в определенной степени действительно оказался прав, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Конечно, американский ВПК не стал органом власти, определяющим политические решения, но за пятьдесят лет он приобрел очень серьезное влияние в стране. От военных заказов много кто кормится, и поэтому американский ВПК пытается доказать необходимость расширения военных расходов. Взять, к примеру, то, что по этим показателям Америка превосходит все остальные страны земного шара, вместе взятые. Хотя для сохранения ее гегемонии вполне достаточно более скромных сумм.

Примечательно, что при Обаме, который рядится в тогу этакого миротворца, произошло лишь дополнительное увеличение военных расходов на десятки миллиардов долларов.

Одна из причин состоит в том, что, как самая технологически продвинутая держава, США выпускают новейшее оружие, стоимость которого постоянно растет. Учитывая огромные размеры американских вооруженных сил, на их оснащение и поддержание боеспособности уходят сотни миллиардов долларов.

Причем необходимость некоторых военных программ вызывает вопросы. И можно с уверенностью сказать, что во многом начало работ по ПРО обусловлено отнюдь не наличием ракетных угроз извне. Все дело в желании получить дополнительное финансирование.

Впрочем, не следует переоценивать влияние американского ВПК. Разумеется, отчасти он несет ответственность за начало тех или иных войн, поскольку объем выпускаемой военной продукции в США беспрецедентен. И, как гласит старое правило, боеприпасы лучше утилизировать в бою. Однако решения принимаются не представителями ВПК.

Об этом наглядно говорит тот факт, что их аппетиты гораздо больше реализуемых заказов. Исходя из опыта последних лет, видно, что в среднем из планов строительства 30 боевых кораблей в жизнь воплощается не более 10 процентов. Почти та же самая ситуация наблюдается и по переоснащению ВВС. Так, представители ВПК планировали получить заказ на 132 стратегических бомбардировщика B1B, но им заказали лишь 21. Или взять урезанную в 10 раз программу по переоснащению истребителями пятого поколения.

Несмотря на это, влияние американского ВПК сравнимо лишь с влиянием советской оборонки. В перспективе такого же уровня может достичь и китайская оборонная индустрия. И американцам следовало бы помнить опасения Эйзенхаура, ведь в свое время разорила СССР именно гонка вооружений".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить