Плоды утилизации удивили оптимистов

За минувший год продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. Суммарно было продано свыше 1,9 млн единиц автомобилей, сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Дэвид Томас. Этот показатель оказался лучше самого оптимистичного прогноза АЕБ.

Первоначально в АЕБ предполагали, что по итогам 2010 года продажи вырастут лишь до 1,5 млн машин. «2010 год - очень воодушевляющий год. Он положительный даже больше, чем мы ожидали», - приводит слова президента комитета автопроизводителей РБК.

Однако к докризисным показателям российский рынок не вернулся. В 2009 года в России было реализовано 1,47 млн автомобилей. А 2008 году объем продаж составлял достиг почти 2,9 млн машин. Вместе с тем, мировые автопроизводители отчитались и о росте на других рынках.Приблизительно в минувшем году только легковых автомобилей всех производителей было продано 68,5-70 млн единиц. В 2009 году, было продано порядка 51,3 млн легковых авто.

Читайте также: "Иномарки станут родным автопромом"

Кстати, не исключено, что продажи в в РФ могли быть и больше, если бы дилерские сети оказались готовы к такому наплыву. А ключевое значение в столь существенном приросте объемов продаж имели два этапа программы утилизации легковых авто.

Программа утилизации авто старше 10 лет стартовала 8 марта текущего года. Она получила широкую популярность среди потребителей. В апреле впервые с начала кризиса продажи новых машин в стране увеличились в годовом исчислении сразу на 20%.

Только по этой программе в минувшем году было куплено свыше 260 тыс. автомобилей, то есть она практически и обеспечила треть продаж. Лидерство отечественных вазовских марок с самого начала действия программы было неоспоримым - на эти модели пришлось порядка 80% всех выданных утилизационных премий.

Благодаря этому марка Lada стала лидером продаж по итогам года: продано 517 147 этих автомобилей, рост составил 48%. Спрос на модели 2105/2107 («классика») вырос почти вдвое, до 136 тыс. машин. Другие тольяттинские машины сформировали лидирующую четверку - это Priora (125 235 штук, +26%), Kalina (108,9 тыс., +79%) и Samara (102 тыс., +13%).

Учитывая требования программы по цене нового автомобиля, модели, на которые она распространялась относились к категории бюджетных. А поэтому в выигрыше оказались в первую очередь производители, выпускающие зарекомендовавшие себя в России недорогие машины.

Фото: AP

По этой причине на втором месте по объему продаж оказалась корейская Kia (104 тыс). Партнер «АвтоВАЗа» - французский Renault - продал 96 тыс. Еще 90 тыс. россиян обзавелись Ford.

Изделие этого концерна Ford Focus возглавил список самых продаваемых иномарок в 2010 году (67 тыс.), показав рост на 29%. За ним следует Renault Logan (62,8 тыс., +17%). Также в десятку входят модели Daewoo Nexia, Chevrolet Niva и Lacetti.

В 2011 году, по прогнозам АЕБ, в России будет продано 2,24 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (+17,3%). Как полагает Дэвид Томас, российский рынок уже в 2012 году может выйти на предкризисный уровень с объемами в 2,8-2,9 млн авто.

Читайте также: "Автохлам - продолжение следует..."

Ожидается, что продолжение программы утилизации будет поддерживать рынок и в начале текущего года. В будущем году на реализацию программы утилизации старых автомобилей будет выделено еще 13,5 млрд рублей. Условия участия в программе останутся прежними, премия составит 50 тысяч рублей.

Эксперты указывают на несомненную антикризисную пользу программы, но при этом подчеркивают, что длительная поддержка за счет государства приведет к резкому замедлению роста рынка после завершения действия стимулирующих мер.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить