Туристы угрожают буддистской святыне

Знаменитый буддистский храм Ангкор-ват в Камбодже, который называют восьмым чудом света, находится в критическом состоянии. Сегодня Ангкор-вату, как и другим памятникам бывшей королевской столицы Ангкор-тхома, угрожает смертельная опасность от… нашествия туристов. Тем не менее, правительство Камбоджи не желает закрывать его для посетителей.

Знаменитый буддистский храм Ангкор-ват в Камбодже, который по праву называют восьмым чудом света, находится в критическом состоянии.

Построенный в XII веке, этот храмовый комплекс является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Вместе с прочими сооружениями бывшей столицы Ангкорской империи кхмеров, он был взят в 1992 году под эгиду ЮНЕСКО как культурное наследие мировой культуры.

Однако сегодня Ангкор-вату, как и другим бесценным историческим памятникам бывшей королевской столицы Ангкор-тхома, угрожает смертельная опасность от… нашествия туристов.

Ежедневно памятники ангкорской культуры посещают тысячи туристов, а между тем кхмерские храмы Ангкора не были местом собрания верующих, а считались местом обитания богов и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.

Неудивительно, что миллионы туристов за минувшие полтора десятилетия, когда после окончания гражданской войны стало возможным свободное посещение этих исторических мест, нанесли памятникам куда больший ущерб, чем столетия забвения в джунглях.

После того как в начале XV века войска соседнего Сиама захватили и разрушили город, жители покинули его и он попал во власть джунглей, которые на много лет скрыли его от людей. Тогда дворцы и храмы, несмотря на разрушения, сумели противостоять джунглям и просто потрясли европейских исследователей, впервые увидевших их в середине XIX века.

Комплекс Ангкора, обнаруженный 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо, становится предметом гордости и заботы французских археологов и реставраторов, после того как Франция во второй половине XIX века устанавливает протекторат над королевством Камбоджа.

Ангкорская культура получает всемирное признание, но остается уделом специалистов.

И только сейчас на свою беду Ангкор стал настоящей туристской Меккой. Достаточно сказать, что в последние годы его посетило несколько миллионов туристов. И это нашествие стало подлинной трагедией храмового комплекса.

Считается, что в 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры Ангкора пострадали от актов вандализма со стороны "красных кхмеров", но подобные утверждения как-то не вяжутся с идеологией Пол Пота и его окружения, которое, отвергая буддизм, всячески превозносило величие империи кхмеров ангкорской эпохи. Не случайно свои партийные собрания полпотовская верхушка любила проводить в интерьере Ангкор-вата.

Автору этих строк довелось в1980годув качестве корреспондента Гостелерадио СССР посетить Ангкор-ват, который тогда находился в гораздо лучшем состоянии, чем сегодня, несмотря на то что уже который год храм покрыт строительными лесами реставраторов. Однако масштабы реставрационных работ в последнее время значительно сократились. Камбодже явно не хватает специалистов, а иностранные реставраторы утратили былой энтузиазм.

Причина в том, что, по их мнению, Анкор-ват нуждается в капитальной реставрации, но правительство королевства Камбоджа не желает закрывать его для посетителей. Ангкор и его окрестности с их историческими руинами приносят немалый доход в казну королевства и, кроме того, дают работу десяткам тысяч жителей города Сиемреап, в котором гостиницы растут как грибы после дождя. Сейчас в Сиемреапе несколько сот отелей и гест-хаузов. И строятся все новые и новые.

Кстати, в 1980 году в городе была всего одна гостиница. Сегодня она реконструирована и носит громкое название "Гранд-отель Ангкор".

Но, в отличие от строительного отельного бума в Сиемреапе, реставрационные работы в Ангкор-вате и в соседнем Ангкор-тхоме ведутся черепашьими темпами. Наиболее печальным зрелищем является сегодня буддистский храм Байон в Ангкор-тхоме. Еще два года назад он находился в относительно благополучном состоянии. Сегодня у его основания — груда каменных плит, из которых сложен этот удивительный по красоте храм.

Байон — один из поздних храмов из кхмерского наследия, построенный на рубеже XII и XIII веков и посвященный нескольким религиям одновременно. В его архитектуре встречаются буддистские и индуистские элементы.

Издалека Байон не кажется чем-то величественным, однако, подойдя поближе, начинаешь различать формы и улавливать симметрию. Над храмом возвышаются несколько десятков округлых башен, на каждой из которых с четырех сторон расположены огромные улыбающиеся лица.

Эти лики с загадочной улыбкой Будды ни разу не повторяются. Как это удалось ваятелям того далекого времени?

И будет очень обидно, если эта красота однажды исчезнет, превратится в груду пронумерованных каменных плит, сложить которые в обратном порядке уже никто не сможет.

Наследие Ангкора просто вопит о помощи. Но для миллионов туристов пусть временное, на несколько лет, закрытие храмовых комплексов станет досадным обстоятельством, а для алчного и коррумпированного правительства королевства обернется потерями сотен миллионов долларов, которые приносит туризм. Однако если процесс разрушения Ангкора будет продолжаться, королевство Камбоджа рискует остаться без своего великого культурного наследия.

А кроме него на потребу туристам Камбоджа сможет разве что предложить свое недавнее кровавое прошлое — рукотворную пирамиду из человеческих черепов в Чоунг-Ек неподалеку от Пномпеня и музей-застенок "Туолсленг" в самой столице. Только это мало кого заинтересует.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить