Американцы патентуют все вокруг

В США вычислили лидеров 2010 года в сфере регистрации патентов на новые изобретения. Компания IBM в течение прошлого года установила новый мировой рекорд. Если быть более точным, International Business Machines Corp оформила 5896 патентов. На втором месте разместилась компания Samsung с 4551 патентом, а на третьем — Microsoft с 3094 патентами.

Надо сказать, что IBM возглавляет патентную гонку уже восемнадцатый год подряд! В нынешнем году корпорация запантетовала новую систему прогнозирования сейсмоактивности и землетрясений, компьютерный чип, который сочетающий электрические и оптические устройства на одной кремниевой пластины и массу других потенциально коммерциализируемых разработок. Число новых патентов IBM выросло в 2010 году на 20%, сообщает Bloomberg.

"Не все из наших изобретений принесут коммерческую выгоду, но практически все исследования мы начинаем с учетом возможностей последующей коммерциализации их результатов", — говорит юрисконсульт IBM по патентам Мэнни Чектер.

Патентное ведомство США в нынешнем году значительно ускорило рассмотрение заявок. В целом за год за год Бюро по патентам США оформило 219614 патентов, что также является рекордным количеством с момента его основания.

В десятку компаний, получивших наибольшее число патентов в минувшем году в США, также вошли Canon (2552 патентов), Panasonic (2482), Toshiba (2246), Sony (2150), Intel (1653), LG Electronics (1490) и Hewlett-Packard (1480). Примечательно, что все десять компаний, наиболее отличившихся по части новых разработок, работают в высокотехнологичных отраслях.

На изобретательских и исследовательских вложениях не сказался даже кризис. Компании активно инвестировали в разработку новых технологий. Например, IBM затратила на исследования $6 млрд. Доход от лицензирования разработок за тот же период составил $1 млрд.

В США интеллектуальная собственность формирует около 30% валового внутреннего продукта (ВВП), что приносит более $4 трлн. Сюда входят операции с брендами, технологиями, патентами. Сегодня в мире есть около десяти стран во главе с США, являющихся глобальными экспортерами патентов, лицензий и разрешений на использование интеллектуальной собственности. В России же доля нематериальных активов в ВВП чрезвычайно низка — примерно 0,3%.

Любопытно, что именно США, которые сегодня зарабатывают громадные деньги на продаже объектов, защищенных авторским правом, еще какие-то сто лет назад входили в число основных потребителей научных открытий, патентуя все подряд.

Фото: AP

Самое время вспомнить о "лампочке Эдисона", то есть лампочке Ладыгина, а также сотнях-тысячах других открытий, которые в силу отсутствия в то время в большинстве государств патентного права и достаточно свободной системе обмена научной информации оказались просто присвоены англосаксами.

Читайте также: " Лампочки Ильича" уходят в прошлое"

Проще говоря, американцы захватывали чужую интеллектуальную собственность, попутно разрабатывая этот комплекс юридических понятий для последующей защиты ранее уворованного. Научно-интеллектуальное пиратство стало одним из мощнейших двигателей на пути США к мировой гегемонии. А теперь американцы пытаются придать потребительскому пиратству видимость страшного преступления.

Ровно по тому же пути идет Китай. Посмотрите, еще десяток лет назад это был главный технологический вор мира. Ситуация немного изменилась только потому, что в КНР оказалось выгодным вынести массу производств с соответствующим технологическим обеспечением.

Ну и нельзя не отметить того момента, что Пекин старательно пестует собственную техническую интеллигенцию и формирует мощный инженерный корпус, что в любом случае скажется на числе собственных незаимствованных технологий.

"В связи с ужесточением российского законодательства по защите авторского права возникают несколько принципиальных вопросов, и первый из них — этический. Является ли авторское право фундаментальной ценностью и следует ли эту ценность защищать исходя из неких высших целей?", — задал принципиальный вопрос директор центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве РФ Михаил Брауде-Золотарев на декабрьской конференции открытой конференции Минкомсвязи по совершенствованию законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав.

"Ведь по сути речь идет о дарованной законом монополии для автора или некоторого субъекта, представляющего группу авторов. Выгодна ли эта монополия обществу? Давно известно, что монополия может нанести лишь вред, ограничив развитие любого позитивного процесса, — напоминает Брауде-Золотарев. Второй вопрос — политического свойства. Объективно в мире присутствует группа очень влиятельных стран, оказывающих политическое давление на остальных участников международного сообщества, принуждая их принять выгодные для себя правила игры в отношении регулирования авторского права", — цитирует чиновника Computerworld.

И хотя авторское и патентное право — понятия не идентичные, а патент еще и значительно короче по срокам предоставления монополии, строгое следование требованиям так называемых развитых государств откровенно противоречит национальным интересам.

К примеру, сейчас в США порядка 20% генов человека защищены патентами, информация о них принадлежит различным коммерческим структурам. Для исследования этих генов, а также создания методов диагностики и лечения, связанных с этими генами необходимо получение лицензии от обладателя патента. Это даже маразмом назвать невозможно — это вызывающая серьезные опасения юридическая заявка на тотальный контроль над людьми.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить