Обострение либерального антифашизма

На выходе из вестибюля метро "Пушкинская" стоял немолодой уже человек с табличкой "На митинг" и указующей стрелкой. Но и без этой подсказки место проведения мероприятия можно было определить по характерным лицам и облику двигающихся в направлении памятника Пушкину людей - оппозиционно настроенная московская интеллигенция шла протестовать против нацизма на улицах Москвы.

Поводом для проведения митинга "Москва для всех" стали известные события в Москве 11 и 15 декабря, которые действительно напугали столичную (да и не только) интеллигенцию. Свой страх она выплескивала в социальных сетях, ужасаясь возможности скорого прихода к власти любителей свастики и констатируя: что ни говорите, а ехать надо. Благо есть куда. Благо можно пожать плечами и уехать к теплому морю, сокрушенно вздыхая о потерянной родине, но не обещая вернуться.

Были те, кого пугали не только участники событий на Манежной, но и спешно пакующие чемоданы коллеги. Ехать, конечно, есть куда, но если рвануть всем скопом, то мест может и не хватить.

Первым заволновался сатирик Виктор Шендерович, призвав "бить во все (немногие) колокола, которые есть в нашем распоряжении". "Пока они под свои пещерные лозунги и похабные речевки собирают на площади тысячи людей, а мы поодиночке ужасаемся этому на своих фейсбуках, они будут все громче говорить от имени народа, втягивая в свою норму новые массы, - написал он у себя в блоге. - Нас очень много; просто в отличие от них мы сторонимся толпы... Иногда надо отставить чашечку кофе и скорректировать план на выходной, чтобы остаток жизни не прожить в полном - и классически коричневом - дерьме, под властью демагогов и тупиц, решивших рассортировать людей по цвету кожи и форме черепа", - продолжил он свою мысль, призывая выйти 26 декабря на митинг "Москва для всех", дабы продемонстрировать что они тоже что-то могут, что их будет не меньше (а лучше - больше), чем участников событий на Манеже.

Также читайте: Уроки толерантности

Доводы писателя-сатирика оказались действенными. Помогли и собратья по творческому цеху - обилие знакомых не только знатокам театра, кино и литературы имён, поддержавших призыв Шендеровича, гарантировало приход на площадь хотя бы заявленного количества участников. Другое дело, что вышёл тот самый гарантированный минимум - около полутора тысяч человек, половину из которых составляли давно примелькавшиеся на "маршах несогласных" и "стратегиях-31" лица. Оставшиеся - ядерный электорат "Эха Москвы", пришедший напоследок (перед тем как уезжать к тёплым морям) послушать любимых актёров и писателей-прозаиков. Очень многие запомнили восторженный визг девушки, столь нетривиальным для митингов способом отреагировавшей на объявление очередного выступающего - Максима Виторгана, сына известного актёра Эммануила Виторгана. Восторг участницы митинга, впрочем, тут же сменился разочарованием, поскольку её кумир так и не появился на сцене, прислав в качестве извинения письмо поддержки.

Смысл выступлений сводился к одному: мы, здесь собравшиеся, должны "убрать коричневое дерьмо с площадей наших городов". Участники акции признавались в любви к шашлыку, хачапури и лавашу, протестуя против фашизма и убийств людей. Делали они, это правда, не слишком организованно. Как заметил ведущий мероприятия В. Шендерович, скандировать у митингующих получается хуже, чем у их оппонентов на Манежной. Хуже получилось и с численностью, что не преминули отметить многие из выступающих. "Здесь мало людей, но много прекрасных лиц", - заявил один из ораторов. "Честных людей не бывает мало", - возразил ему другой выступающий. Но в итоге все сошлись на том, что есть ещё над чем работать и в следующий раз они соберут гораздо больше.

Вообще-то, собрать "гораздо больше" они планируют уже не в первый раз. В декабре 2005 года, шокированные проведением первого Русского марша (тогда, впрочем, он назывался Правым маршем), представители либеральной общественности, также выступили против "фашизма на улицах Москвы". Тогда, правда, не обошлось без инцидентов: из колонны вышвырнули активистов "Левого фронта" с растяжкой "Фашизм = Капитализм", а также некого молодого человека с плакатом "Слава России! Долой фашистов-оккупантов". Молодой человек оказался никем иным, как Владимиром Тором, постоянным участником и организатором "русских маршей", впоследствии не раз становившийся участников вполне мирных дебатов как с Михаилом Кригером, так и с другими представителями либерального сообщества.

В следующем годы был ещё один антифашистский митинг на Болотной площади, но он уже не вызывал особого резонанса, собрав около тысячи человек. "Антифашисты", похоже, посчитали свою миссию выполненной, после чего успокоились, воспринимая последующие "русские марши" как нечто плохое и неправильное, но само собой разумеющееся.

Также по теме: Протоплазма Коха

И вот, очередное обострение антифашизма, ставшее по большей части поводом для собрания с целью поругать "взрастившую фашистов" власть, пререкламировать акцию у Хамовнического суд, в котором 27 декабря начнётся чтение приговора Ходорковскому и Лебедеву, и январский митинг в защиту Химкинского леса, который, по мнению г-жи Чириковой, стал символом свободы и демократии. А ещё задаться вопросом: кто же всё-таки был на Манежной площади и у ТЦ "Европейский" 11 и 15 декабря соответственно - новые русские фашисты или ведомые провокаторами заблудшие молодые души, которых надо то ли сажать, то ли спасать. Но и ту, и другую функцию участники акции традиционно возложили на государство. На том и разошлись. До следующего обострения межнационального вопроса.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить