Кому мешают исторические места

В Екатеринбурге — очередной земельный спор. Между бизнесом и учреждениями культуры. Камень преткновения — сад Вайнера, точнее земля, на которой он расположен. На месте сада, который сегодня пребывает в заброшенном состоянии, может быть построен Симфони Холл. Есть и другие планы на этот кусок земли — там хотят возвести отель. Противники застройки исторического места считают, что сад вообще нельзя трогать.

Ситуация, сегодня характерная для многих городов России. Есть большой, фактически бесхозный участок земли в центре активно развивающегося города. Екатеринбург — столица Урала. Город прямо-таки взывает ко всем местным предпринимателям и строительным фирмам: "Застройте меня, что ж зря столько земли-то пропадает".

Сад Вайнера, ранее известный как Сад общественного собрания, — место, действительно имеющее историческую ценность. Известен он со второй половины XIX века. За это время сад успел сменить немало хозяев и названий: был он и Клубным садом, и Садом Красной Армии, и Центральным городским садом. В 1925 году здание клуба (бывшего общественного собрания) перешло в ведение профсоюза железнодорожников, который перевел сюда свой Клуб имени Вайнера. В саду были построены эстрада, ресторан "Театральный", бильярдная, танцплощадка, читальня. В 1932 году открылся мюзик-холл.

Сад в очередной раз переименовали в Сад-театр имени Вайнера, позднее в Сад Вайнера. Здесь находился деревянный крытый театр, в котором выступали Утесов, Вертинский и другие знаменитости. Вплоть до 1966 года в Саду Вайнера шли концерты, показывались фильмы, кипела бурная жизнь. Словом, сад был местом культурного досуга горожан.

В перестроечные времена сад пришел в запустение, но до сих пор чудом не был снесен и застроен. Однако еще в 2005 году начались разговоры о реконструкции сада и возвращении ему былого великолепия.

Еще тогда директор Свердловской государственной филармонии Александр Колотурский предложил построить в Саду Вайнера летний фестивальный центр на 1500-2000 мест, с дополнительными репетиционными помещениями для филармонии и трехярусной автостоянкой. По мысли директора, чем саду продолжать пребывать в запустении или отдать его застройщикам, лучше уж снова вернуть его культурному учреждению, филармонии, тем более что учреждения культуры сегодня, как ничто другое, нуждаются и в новых помещениях, и в новых перспективах.

Однако противники застройки сада и сегодня полагают, что директор филармонии преследует личные цели и служит собственной выгоде (пусть даже совместно с выгодой для филармонии), а потому отдавать сад филармонии неправильно. В администрации же рассматривают и другие проекты — благо бизнесменов, готовых вложиться в сад (и использовать лакомый кусок земли для развития бизнеса) хватает.

Колотурский надеется, что все же администрация пойдет ему навстречу и Сад Вайнера снова станет центром культурной жизни Екатеринбурга. Трудно сказать, сбудутся ли его планы, но очевидно одно — недолго этому историческому месту пребывать в запустении. Кстати, в Екатеринбурге до сих пор идет судебное разбирательство о сносе Дома Ярутина — памятника архитектуры, который был незаконно стерт с лица земли в мае 2009 года.

К сожалению, не только в Екатеринбурге памятники архитектуры не дают покоя городским властям. Это повсеместное явление. В Казани целые исторические кварталы находятся под угрозой сноса, хотя местные архитекторы и краеведы и борются против уничтожения построек. Однако, наследие наследием, а жизнь диктует свои правила. Жилья катастрофически не хватает, многим муниципальным учреждениям — не обязательно культурным — нужны новые здания. И не только муниципальным.

Например, в Омске двухэтажный дом, который является памятником архитектуры, пришел в такую ветхость, что вот-вот рухнет. А между тем, этот дом — жилой, и жители его совершенно не рады тому, что их ветхое жилье охраняется государством, а потому не подлежит сносу.

Муниципальные власти многих городов России сталкиваются с дилеммой — продолжать "охранять" то, что уже нужно сносить, так как оно давно не поддерживалось в соответствующем состоянии из-за отсутствия средств на эту самую "охрану", либо уже принимать волевое решение и искать партнеров, имеющих деньги на приведение в божеский вид развалюх, а то и полное уничтожение оных и новую застройку пустырей. К сожалению, по опыту, не всегда выбор этих самых партнеров удачен.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить