"Твердыня Тибета" приютила Рериха

Жизнь Николая Рериха, живописца, археолога и путешественника, столь же насыщенна событиями, сколь и загадочна. Родившись в семье российских интеллигентов, он увлекся культурой и религией Тибета, куда совершил несколько экспедиций, вместе с супругой занимался спиритизмом… Даже похоронили Рериха по индийскому обычаю: сожгли и развеяли прах с горы.

На недавней пресс-конференции министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна сообщил журналистам, что в российско-индийских отношениях всегда особую роль играло наследие Рерихов. "Это символ дружбы наших стран", — подчеркнул он. Действительно, вклад семьи выдающегося русского художника Николая Рериха в культуру Индии трудно переоценить.

Николай Константинович Рерих ро­дился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Петер­бурге.

Окончив гимназию в 1893 году, Николай поступает на юридиче­ский факультет университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете и одновременно учится в Акаде­мии художеств.

В 1895 году Рерих стано­вится учеником знаменитого Архипа Куинджи. Осенью 1900 года отправляется в Париж, где продолжает обучение в мастерской живописца Кормона — автора известных полотен на исторические темы, а в свободное время работает над картинами начатого еще в России "славянского цикла" ("Идолы", "Облачные девы", "Ярило" и др.).

В 1901 году Рерих возвращается в Россию, вступает в брак с юной Еленой Шапошниковой из рода знаме­нитых Голенищевых-Кутузовых.

В начале XX века в русской культуре возрастает интерес к эзотерическим традициям Востока. Супругов Рерихов привлекает индийская философия, в частности, труды Шри Рамакришны и Свами Вивекананды. В 1913 году вместе со своим другом археологом В. Голубевым Николай Константинович составляет план большой экспедиции в Индию с целью изучения древних памят­ников искусства и источников восточной философии. Но только через десять лет им наконец-то удается осуществить свою мечту.

В мае 1923 года Николай Констан­тинович, Елена Ивановна и их сыно­вья Юрий и Святослав выезжа­ют из Франции в Центральную Азию. Они осматривают храмы и памятники крупнейших индийских городов — Бомбея, Джайпура, Амбера, Агры, Дели, изучают местный быт и традиции. В дека­бре 1923 года путешест­венники из Калькутты перебираются в Дарджилинг, к самому подножию Гималаев.

Фото: AP

В августе 1925 года Ре­рихи с караваном направ­ляются в западную часть Центральной Азии. В Ладаке посещают буддийские монастыри. В Хотане, бывшем центре средне­вековой индийской культуры, Ни­колай Константинович пишет се­рию полотен "Знаки Майтрейи" по мотивам буддийских легенд.

В Москву экспедиция возвра­щается в июне 1926 года. Оттуда путе­шественникиедутнаАлтай,гдеобследуютдревние захоронения и надписи на скалах, затем через Сибирь в Монголию и Тибет. В урочище Чунар-кэн по неизве­стной причине их задерживают мест­ные власти, и участникам экспеди­ции приходится зимовать в горах, в крайне суровых условиях.

Лишь в марте 1928 года лхасское правительство выдает русским разрешение на продолжение путеше­ствия, но не по первоначально намеченному маршруту, а через малоизученную об­ласть Великих озер в районе Трансгималаев. Оттуда караван попа­дает в Южный Тибет, потом в Южные Ги­малаи, а затем наконец возвращается в Дарджилинг. К это­му периоду отно­сится серия картин Николая Рериха под названием "Твердыня Тибета".

В 1930 году семья Рерихов приезжает в селение Наггар, расположенное в Индии, в долине Кулу. Это родина знаменитых Вед, где сохранилось множество памятников древности. Кулу с ее живописной природой и мягким климатом представляется художнику идеальным местом для организа­ции Гималайского института научных исследований, при­званного занимать­ся обработкой результатов азиатских экспедиций.

С середины 20-х годов Рерих пишет серию картин "Знамена Востока", куда входят портреты великих учителей — Будды, Рамакришны, Магомета, Христа, Зороастра, Конфуция, Лао-Цзы и других. Более 600 произведений художника посвящено Восточным Гималаям и Тибету.

Читайте также: Был ли Николай Рерих сотрудником спецслужб?

Со временем Николая Константиновича все сильнее тянуло на родину, в Россию. Но увы! Началась Вторая мировая война, затем сталинское правительство от­казало ему во въездной визе. Лишь весной 1947 года пришло долгожданное разрешение, и семья Рерихов начала гото­виться к отъезду. Однако в начале июля Николай Константинович тяжело заболел, и 13 декаб­ря 1947 года его не стало.

Выдающегося художника и исследователя похорони­ли по индийскому обычаю, воздав почести как одному из самых уважаемых людей страны. Тело сожгли, а прах развеяли с вершины горы. На месте кремации в долине Кулу установили памятник с надписью: "Великому русскому другу Индии".

"Николай Рерих был интеллектуальным гигантом своей эпохи и многогранной личностью, — сказал Соманахалли Маллайя Кришна. — Его сын Святослав Рерих стал всемирно признанным художником, память о котором, как и о его отце, сохраняется в Индии".

Министр иностранных дел Индии также добавил, что вместе с заместителем председателя правительства РФ Сергеем Ивановым он является сопредседателем Международного мемориального треста Рерихов. "И в Индии, и в России деятельности треста придается огромное значение, и мы надеемся вдохнуть в него новые силы", — заявил Кришна.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить