Вместо бани по "Иронии судьбы" на "Елку"

Новый год в нашей стране на этот раз начался уже с 16 декабря. Именно вчера состоялась демонстрация нового фильма Тимура Бекмамбетова "Елки", который в первоначальном варианте назывался "Новый год шагает по стране". Режиссер, снявший сиквел "Иронии судьбы", вновь взялся за новогоднюю тему. На протяжении нескольких десятилетий советские люди встречали очередной Новый год сначала с лентой Рязанова "Карнавальная ночь", которую потом сменила его же "Ирония судьбы" — бесспорный лидер новогоднего показа. Сможет ли картина Бекмамбетова побить такой рекорд? Иначе зачем было снимать? Сам инициатор проекта убежден, что его фильм — "настоящая народная комедия".

Между прочим, пьеса Брагинского "Ирония судьбы, или С легким паром!" некоторое время шла на театральных подмостках, но скоро была с легким сердцем изъята из репертуара из-за отсутствия кассовых сборов. Перенесенная на экран, картина преобразилась: крупный план и романсы сотворили настоящее чудо. Театральная золушка оказалась на поверку кинопринцессой.

Бекмамбетов свою комедию в театре не обкатывал, на спецэффекты в этой картине особо не рассчитывал. Остается полагаться на чувство юмора творца "народной комедии". Тимур Нуруахитович в случае с "Елкой" выступает в трех ипостасях: продюсера, режиссера и соавтора сценария.

Чтобы завершить аналогию с рязановским шедевром, отметим, что уже первые кадры сопровождаются закадровым голосом, который произносит: "В России есть два праздника, которые отмечают всей страной. Это успешное выступление сборной по футболу и Новый год. Поскольку второе случается чаще, то о нем и пойдет речь". При этом невозможно отделаться от ассоциаций с картинами 60-70-х годов, возникающих как от дикторского текста, сопровождающего ленту, так и от "качества" самой шутки.

Читайте также: Пираты украли Новый год у "Культуры"

Сюжет нового фильма представляет собой восемь историй, происходящих 31 декабря в 11 российских городах. Он основан на широко известной теории "шести рукопожатий", по которой все люди на планете связаны с любым другим ее жителем через шестерых общих знакомых. Так, таксист и президент оказываются связанными между собой телефонными звонками. Связать их "щебетаньем" на блогах Twitter'a было бы слишком прямолинейным ходом.

Фото: AP

Новый год у нас ассоциируется с исполнением наших самых потаенных желаний. Это, как правило, самые обыкновенные человеческие чувства — любовь, например. В некоторых случаях, безусловно, можно говорить, что наши желания проистекают из наших же комплексов. Чего может хотеть не испорченная миром взрослых девочка из провинциального детдома? Зверушку какую-нибудь, котеночка или щенка. Слишком примитивно для кино. Может, друга? Но друг, как потом выясняется по сюжету, уже имеется. Для ребенка из сиротского приюта главное — найти родителей. Дети иногда врут безобидно. Вот она и сказала, что ее папа президент. Просто и со вкусом. И папа есть, и на должности, которая не всем по плечу. Куда подевалась детская наивность с замшелыми историями про Деда Мороза! Нынешние урбанистического воспитания чада чают в грезах своих такого папу, у которого сам Морозко будет на посылках! Вот каков основной месседж, или, скажем проще, посыл наших дней.

Еще одна ставка сделана на целую обойму популярных исполнителей: Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Иван Ургант, Артур Смольянинов, Екатерина Вилкова, Сергей Гармаш, Виктор Вержбицкий, Александр Головин, Мария Порошина, Никита Пресняков. Рваный калейдоскопический сюжет позволяет их вводить в структуру фильма в гигантских количествах.

Сказки бывают и для взрослых, и для детворы. Примерами взрослых сказок могут быть и уже упоминавшаяся "Ирония судьбы" или "Москва слезам не верит". А также голливудская "Красотка" с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, хотя действо там, как и в "Москве", происходит совсем не в канун Рождества или Нового года. Детских сказок настолько много, что даже перечислять лень. В старинных сказках присутствует мысль, что надо быть честным, смелым, верным друзьям и любимой. Вообще, обладать целым набором лучших человеческих качеств. В награду герой или героиня получает свою судьбу. В сказках городских жителей телега ставится впереди лошади. Главным призом тут служит другой человек. Женщина получает суженого, мужчина — свою барыню. Или что-то в этом роде. Это, ребята, все от нашего одиночества городского.

В этих двух столпах и заключается отличие новой новогодней истории от прежних рождественских сказок. Посмотрим, станет ли "Елка" от Тимура Бекмамбетова культовым кино. Если станет — значит, он сумел нащупать ответ на вызов нашего времени.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить