Химкинский лес: ничья, поражение, победа?

Правительственная комиссия приняла решение о маршруте скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург, один из участков которой должен был пройти через Химкинский лес. По итогам обсуждения был принят первоначальный вариант, который и вызвал многочисленные протесты экологов и представителей политической оппозиции. Впрочем, при всём богатстве предложенного выбора, достойной альтернативы так и не нашлось.

Протесты против строительства трассы через Химкинский лес вызвали много споров. Одни говорили о том, что дорога жизненно необходима. Другие утверждали, что интересы сторонников строительства дороги не должны быть в приоритете над потребностью желающих дышать свежим воздухом в Химкинском лесу. Правда, интерес к этому небольшому лесному массиву проявляли преимущественно компании, ищущие укромные места для шашлычков. Но не суть.

В спор вмешался президент РФ Дмитрий Медведев, в августе этого года приостановивший работы по строительству автотрассы для проведения общественных слушаний по данному вопросу. Соответствующие слушания были проведены в Общественной палате, в Государственной думе, к обсуждению подключились многочисленные эксперты и общественные деятели.

В итоге, как заявил во вторник вице-премьер Сергей Иванов, правительственной комиссии было предложено два "реалистичных варианта" прокладки этой автодороги. После обсуждения, с учётом все факторов: экологического, социального, финансово-экономического, а также принимая во внимание время строительства трассы, так как у каждого варианта разные сроки прокладки дороги, комиссия остановилась на первоначальном маршруте, который предусматривает строительство дороги через Химкинский лес.

"Мы считаем, что с юридической точки зрения предлагаемый вариант является абсолютно обоснованным и законным", - сказал Иванов. Он также отметил, что члены комиссии "постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам экологическим строительства дороги и отказались от строительства инфраструктуры на восьми километрах". В частности, на территории Химкинского леса не будут возводиться АЗС и другие объекты сервиса.

Также по теме: За строительством трассы через Химкинский лес будет установлен строгий контроль

Опрошенные "Правдой.Ру" эксперты называют принятое решение "примиряющим" и "мудрым".

Фото: AP

"Сейчас уже прорублена большая просека и переделывать это все, значит нанести дополнительный ущерб. То есть сейчас решение вынужденное, но, на мой взгляд, оптимальное", - считает член Общественной палаты РФ Елена Николаева. Она также обратила внимание на тот факт, что приняты меры по компенсирующим вырубку леса посадкам деревьев - на эти цели будут выделены соответствующие финансовые ресурсы. Вместе, по её мнению, необходимо проанализировать, что вообще привело к кризисной ситуации вокруг строительства трассы, чтобы избежать подобных конфликтов в дальнейшем.

Вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб обращает внимание на то, что нынешний вариант строительства всё же был существенно подкорректирован. "Во-первых, не будет никакой придорожной инфраструктуры вдоль дороги в Химкинском лесу, что заметно снизит экологическую нагрузку. Во-вторых, дополнительно выделен дополнительно миллиард рублей на озеленение и еще инвесторы за свой счет должны будут провести различного рода экологические мероприятия. Поэтому я считаю, что первоначальный вариант был серьезно подкорректирован",-сказалВладислав Гриб, который принимал участие в заседании правительственной комиссии.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов принятое решение назвал закономерным, отметив тот факт, что достигнуто согласие об отказе от строительства на протяжении спорного участка трассы объектов инфраструктуры, "которые усугубили бы процесс сокращения леса и его территории. Главный же фактор состоит в том, что и сам город Химки, и люди, которые курсируют между Москвой и Питером, нуждаются в этой трассе", - сказал он.

"Здесь есть еще политический компонент, связанный с общим подходом власти к коммуникации с активными группами гражданского общества. В этой связи, конечно, будут упреки в том, что власть не прислушалась к мнению протестующей общественности. Власть должна прислушиваться к мнению общественности, но это не значит, что она должна действовать под ее диктовку. Диалог с общественностью не является процессом диктатуры общественности, диалог - это улица с двухсторонним движением, когда решение принимают, исходя из некоторых общих, публичных, рационально обоснованных и аргументированных интересов", - подчеркнул глава Института национальной стратегии.

При этом эксперты всё же отмечают роль общественности в обсуждении этой темы.

Так, по мнению Владислава Гриба, усилия правозащитников, экологов, жителей Химок не пропали даром. Давление общественности, отметил он, привело к тому, что были увеличены затраты на экологические мероприятия. "Вот итог нашей борьбы и его можно по-разному оценивать: ничья, проигрыш. Но это субъективные вещи", - подчеркнул он, также отметив серьезность аргументов за строительство трассы в нынешнем виде. Дело в том, что другие варианты отодвигали строительство трассы, а значит и решение проблем на петербургском направлении, еще на четыре года. А это очень тяжело, подчеркнул Владислав Гриб.

 

Фото: AP

К такому же выводу, кстати, пришла и очень многие из тех, кто ранее выступал против строительства трассы через лес. Так, "Правда.Ру" уже сообщала о заявлении бывшего директора проектов фонда "Открытая Россия", председателя экспертного совета Клуба региональной журналистики Ирины Ясиной. "Я, Ясина Ирина Евгеньевна, жительница г. Химки, будучи обречённой добираться ежедневно до работы в Москве на личном автомобиле, хочу высказаться в поддержку стройки дороги М-С-П как можно быстрее. Ибо сил уже нет вааще. [...] С просекой, то есть с дорогой, стоит смириться. Мы отбили другое - кроме самой дороги там ничего не будет. Ни магазинов, ни участков под застройку, ни ресторанов, ни бензозаправок. Будет только дорога. Мне кажется, именно протесты дали этот результат. Если бы люди молчали, всё шло бы по худшему сценарию. Сделано очень много. Но дорога необходима", - подчеркнула она.

Также по теме: Химки стоят леса?

Итог дискуссии подвёл Дмитрий Медведев, которому сегодня же было доложено о принятом решении. "Президент России Дмитрий Медведев надеется, что компенсационные меры, принятые в рамках решения возобновить строительство трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес, минимизируют экологический ущерб, заявила журналистам пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. Кроме того, она отметила, что "активный диалог с общественностью позволил существенно усилить компенсационные меры и он (Медведев) надеется, что они минимизируют ущерб".

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить